Я много времени провожу со своим десятилетним внуком. Часто сравниваю его детство со своим. Много рассказываю о пионерских и октябрятских организациях.
И вот однажды Никита выдает: «Дядя Боря сказал, что пионерские и октябрятские организации придумали, чтобы превратить вас в стадо. А стадом легче управлять».
Я задумался, стал просматривать плакаты с пионерскими призывами и лозунгами. Вот что я вспомнил.
Прежде всего, как мы становились пионерами. В начале принимали самых достойных: отличников и хорошистов с безупречным поведением, а затем и остальных. Так что в конце третьего класса все были пионерами. Нам повязывал галстуки Герой Советского Союза из подшефного завода КЭМЗ – это был повод для гордости.
Октябрята, пионеры, комсомольцы – это все ступеньки становления человеческой личности.
Да, пионеры помогали взрослым, ведь считалось, что мы делаем одно дело – строим коммунизм.
Помню, однажды зимой в 4 или 5 классе с совками, которыми загружают в печь уголь, нас водили после занятий на расчистку трамвайных путей.
В ту зиму намело много снега и всех свободных от уроков учеников отправили на помощь, но не в принудительном порядке, а добровольно. Пришли все.
Наш класс убрал свой участок за 2 часа, и уже по дороге домой мы покувыркались вдоволь в снегу. Все были довольны и трамваи, и дети.
Нас учили быть смелыми и отзывчивыми. Залезть и снять с дерева котенка, заступиться за малыша – типично пионерские поступки.
В школе успешные ученики помогали отстающим подтянуться по математике или русскому языку. Считалось, что помогать слабым это норма жизни любого гражданина, а пионера в первую очередь.
Когда принимали в пионеры мы давали клятву быть достойным примером для ребят. Поэтому считалось, что мы не должны совершать плохие поступки сами, и не допускать, чтобы другие их совершали.
По этому плакату у меня сомнение: что-то пионер слишком серьезный и правильный, мальчишкам его возраста свойственно шалить, хулиганить и каяться. С этим плакатом перебор.
Насчет любви к труду, как-то не задумывался, но то, что нас приучали трудиться – это точно. На уроках труда мальчиков обучали плотницкому и слесарному делу, а девочек – домоводству. Наверно поэтому мои ровесники и скворечник могут смастерить, и что-то по хозяйству починить.
Что касается бережного отношения к народному добру, то это действительно было. За исписанную парту учитель делал запись в дневнике и заставлял после уроков полностью ее отмыть.
В школе у каждого пионерского отряда был свой подшефный октябрятский класс. Быть пионервожатым у первоклашек было престижно. Мы помогали учительнице следить за малышами на экскурсиях, делать уроки, читали им книжки. Ребята нас уважали и слушались.
В школе нам прививали навыки самообслуживания и ответственности через дежурства. По графику каждый день в школе назначался дежурный класс.
В его обязанности входило следить за порядком на переменах, помогать на кухне (чаще всего нам доверяли чистить картошку и резать хлеб) и накрывать обеды в столовой.
Периодически устраивались субботники по наведению порядка в классах, коридорах и на территории.
Считалось, что школа – наша зона ответственности и за порядок в ней отвечаем мы сами.
В школьные годы было модно переписываться со сверстниками из социалистических стран.
У моего соседа подруга жила в Болгарии. Они обменивались марками, открытками на протяжении нескольких лет. Однажды они даже встретились, Вовка тогда учился в институте и по комсомольской путевке оказался в Болгарии.
По таким принципам дети жили в Советском Союзе. По сути призывы на плакатах – это констатация нравственных, человеческих ценностей.
Разве призыв быть внимательным и отзывчивым, приучаться к труду и самообслуживанию – это промывание мозгов?
Раньше пионерская организация, школа, семья выполняли общую функцию –воспитывали детей.
А кто сейчас занимается воспитанием подрастающего поколения?
Какие моральные ценности в них закладываются?