Дзен ограничивает количество знаков в заголовке. Да пусть вот так пафосно и останется.
А авторский заголовок вот такой:
Об экономической целесообразности и системной устойчивости заповедной системы Российской федерации в условиях глубокого экономического кризиса. На примере Кроноцкого государственного девяностых годов…
Или вот так:
“Вопросы обеспечения продовольственной безопасности, доступности качественных продуктов питания и устойчивости продовольственных систем на примере особо охраняемых природных территорий федерального значения. Микроэкономический анализ”.
Во! Так лучше, и научнее звучит. Сойдет для кандидатской?
Ну, правда. Смотрите, что получается. Мы немного это подзабыли…
(Актуально для 90-х гг прошлого века, но мы, похоже, стремительно к тому самому приближаемся. Вернее, не особо-то и ушли. По крайней мере по отдельным макроэкономическим показателям, для отдельно взятых фокусных регионов)
В городе Петропавловске-Камчатском, а также городах областного значения в 1989-ом ввели карточки на все. Кроме основных продуктов питания, талоны ввели еще на табак, на мыло, одежду, обувь, спички, алкоголь… В городе народ убиться готов был просто за еду. За еду! А за фарфоровый сервиз - так и подавно.
На территории заповедника - если даже тебе не завезли продукты - на подножном корме ты мог не просто продержаться, а вполне сносно просуществовать практически неограниченное время. Рыба - почти круглогодично на всей территории от Жупаново до Чажмы. На территории ты брал сетку, шел на ближайший ручей, и с мая по ноябрь мог поймать рыбу на обед. Картошка - можно вырастить практически везде, кроме, может быть, кордонов, расположенных в горно-тундровой местности - Унаны, да Синего дола. Вот не знаю, не пробовал ли кто на Узоне, в Долине гейзеров? На термальных полях? Даже на мысе Козлова были огороды и клубника росла. А это довольно суровое место. Папоротник, ягоды, грибы. Это просто всегда и почти без усилий. Яйца - чайки гнездятся повсеместно. У тихоокеанской чайки яйцо раза в полтора крупнее куриного. Про майонез из чаячьих яиц рецепт был. Мясо… Ну, можно решить вопрос, если речь идет уже о выживании.
На территории заповедника ты не мог сам себя обеспечить тремя базовыми видами продуктов: сахаром, мукой и сгущенкой. Все остальное так или иначе можно было компенсировать или просто перебиться. Ну, еще масло и соль. Без них, да, сложно. Но вот коренные народы Камчатки запасали рыбу без использования соли. Хотя они практически вымерли. Может, поэтому…
Город: в многоквартирных домах часто не топили, или топили периодически, отчего батареи размораживались, в квартирах все становилось влажным, стены отпотевали. Люди ставили себе в городские квартиры буржуйки, трубу - в окно. А Камчатка все-таки не Краснодарский край… И чем топить в городе?
На территории у нас были печи, бензопилы и лес. Вопрос решался очень просто и достаточно естественно для большей части одноэтажной России. Лимитирующий фактор - бензин. Но его не так уж и много надо.
Электричество в городе давали “веерно”. Это такая формула, фиговый листочек, да попросту его отключали. На много часов. Что было делать, например, с холодильником? Хорошо, что Камчатка не Краснодарский край - вывесил пельмени за окно, и все в порядке.
На территории электричество - ерунда вопрос, его у большинства не было. Да и зачем оно там особо? Сериалы ВВС про природу смотреть? Без надобности. Она - дикая природа - у тебя за окошком и ничуть не хуже би-би-сишной. А и все равно - телика нет, компов нет. Керосин авиационный.
В городе на работу надо ходить. Фууух… Без комментариев…
На территории работа у тебя - за порогом. Никто над тобой не стоит, план выполнять не гонит, отчет раз в год. Поехал водоплавающих считать на Семячикский лиман, на обратном пути завернул, бруснички подсобрал. Поехал считать шишки в Пихтовую рощу, по пути собрал клюкву на болоте. Поехал на гнездо орлана на сутки, привез ведро папоротника. Учет белых куропаток на вулканических долах (тема так и звучала в Летописи природы) - грибы на Узоне сушишь. Приятное, так сказать, с полезным.
Егерь Южно-Камчатского заказника Игорь Ревенко как-то мне сказал, что удивляется, что за такую работу еще деньги платят. Он, конечно, романтик был, Игорек. Но смысл его фразы не в том, что это туфта была, а не работа, нет. Он имел в виду, что наша работа была счастьем, она была формой бытия, а не формой зарабатывания средств к существованию, а за счастье зарплату получать - как-то странно…
Отвлеклись… про работу зоологов в заповеднике третья часть может быть будет. Когда-нибудь.
Одежда. На нее в городах тоже талоны выдавали. Конкретный пример, 1992-1993 годы: на одного человека - рубашки – 4 шт., костюм – 2 шт., трусы – 4 шт., носки – 8 пар.
Опять же, в ватнике ты в театр не пойдешь. Да даже в кино-театр. Летом твоей жене платьице хочется, да не одно. Осенью ботиночки, зимой ботиночки на меху, весной… ну, еще какие-нибудь ботиночки. Шляпка, берет, газовый платочек, перчаточки, блузка. Что там у них еще? Тебе-то всего этого не надо, пары смокингов хватит.
Ну, а в лесу какая одежда? Не сиреневое пальто из кашемира, ясное дело. Штормовка, ватник. Их не жалко, стоят копейки, порвешь где - черной ниткой зашил и дальше пошел. Обувь - 95 процентов времени - это болотники. Причем зимой тоже. И ничего, как-то обходились. Простота во всем была, вот что.
Про болотники есть отдельная ода, думаю автор сам в комментах напишет.
В городе - чувство полной неопределенности и неуверенности, незащищенности, полной зависимости от внешних, не контролируемых тобой факторов. Мы страшно зависимы, если вдуматься, просто страшно. Вот отключи в небольшом городе отопление зимой на два дня хотя бы. Что будет? А в большом? Тоже самое - с работой, с общей ситуацией в стране, с завозом горючего на полуостров, с обеспечением населения продуктами. И что это за продукты? Не будем о грустном…
На территории. Главная проблема - пропитание. Если она решена, тебя больше ничего не волнует. Денег наличных нет и не нужно, потому что где ты что на них будешь покупать? Они, кстати, не расходуются и копятся на книжке до очередного твоего отпуска. Или дефолта. Что неплохо ведь? Не дефолт, а то, что копятся.
В остальном на территории - полная автономия. Продуктов у тебя на год-то есть. Значит, даже если тебя уволят - да и хрен бы с ним, год еще протянем. Новостей по телевизору нет, потому что его самого нет. Голова свободна от всей этой чепухи, радио можно не слушать. В крайнем случае погоду, хотя через пару лет на Камчатке ты и так все понимаешь про погоду - что она непредсказуема.
В городе: транспорт. Счастлив тот, кому до работы не надо добираться. Но таких практически нет. То есть - общественный транспорт, как социальная неизбежность четвертого экономического уклада. Ну, это вы сами знаете. В Токио есть на платформах метро специальные дежурные, которые людей в вагоны утрамбовывают. Сам видел, самого утрамбовывали. У нас пока не так, но уже приближаемся. Хотя для меня электричка - просто место силы в последнее время. Большая часть этих текстов в электричке написана.
На территории: ноги научника кормят. И лесника тоже. Ну, не знаю, сколько мы за год проходили в маршрутах… Скажем, от Жупаново до Кронок 106 км. До мыса Козлова еще 60 (это все примерно, конечно, по береговой линии еще больше накрутишь), до Кроноцкого маяка еще столько же. Это в одну сторону. Обычно идешь кольцевым маршрутом, то есть из Кронок не возвращаешься, а идешь на Исток, в Долину Гейзеров через вулкан Крашенинникова, далее через Узон и в Жупаново. Это выходит примерно 450 км. Не включая радиальные маршруты, посещения и поиски новых гнезд, дополнительный километраж учетных маршрутов. В общем, один проход по заповеднику в нашем исполнении - примерно 500 км. Таких больших маршрутов обычно бывало три. А то еще с кем-нибудь сорвешься в какое-нибудь интересное место, типа лежбища сивучей на мысе Козлова. Туда на вертолете, а обратно пешедралом. Еще 150 км. Плюс зимние маршрутные учеты. Плюс постоянные учеты местного значения. В общем, под 2000 км за сезон, наверное, получалось. И ты здоров, как бык. Простой рецепт.
Вот все эти детсады, ясли, школы, кружки, факультативы, подготовительные группы, спортивные секции… Мда-а… Ну, наверное, нужно… В городе. А вообще-то, нет.
На территории - дети всегда при тебе. Как по мне, так это лучше, чем отдавать их какой-то тете, пусть и с дипломом педагогического. Вдруг у нее выгорание случится профессиональное? А дети к ней привяжутся… Детишек жалко. У тебя самого высшее образование есть, а то и два, уж до 5-го класса как-нибудь выучишь своих детей сам. По крайней мере, уроки природоведения, биологии и ОБЖ на территории просто вне всякой конкуренции со школой. Строение иглокожих? Идешь на прибойку, находишь выброшенного морского ежа и тут же его рассматриваешь. Дыхание рыб - берем соленую корюшку и между делом, прямо за обедом, препарируем. Фенология - опять за окном. Строение цветка? Синие ирисы, оранжевые лилии - на краю огорода растут.
Выход позвоночных на сушу - ищем в ближайшей луже икру углозуба и все про это понимаем. Ребёнок видит это собственными глазами, не в учебнике, живет в мире, гораздо более сложном и прекрасном, чем любой компьютерный мир, осваивает навыки выживания, умеет разжечь печь, костёр, примус, бегает босиком по чистому снегу, купается в горячих источниках и под водопадами. У вас хоть джакузи в городе есть? Сомневаюсь…
Огород! Очень сильно способствует вот этому самому гармоническому развитию личности ребёнка. Очень! И даже всестороннему. Ребёнок с удивлением узнаёт, что морковка, оказывается, не на деревьях растет. Также, как и батоны хлеба. И еще огород крайне полезные компетенции вырабатывает. Например, лопатой землю копать. Очень может пригодиться в кризис.
Социализация? А вы соседей по этажу хотя бы знаете? Это если вы в городе…
На территории каждое лесничество и соседи (это три структуры - военные, маяки Министерства обороны и Гидромет) были своего рода общиной. В Жупаново, разумеется, было наиболее многолюдно - погранцы, пвошники, ГМС, потом рыбаки появились, летом туристы. Проходной двор, в общем. Были свои круги общения. Дружили друг против друга, было такое немного, было. Но в целом в ситуации почти полной изоляции люди понимали, если что совсем критичное наступит, то друг без друга не справятся, что нужно держаться вместе и не конфликтовать из-за ерунды. И устанавливать горизонтальные связи. Вообще, народ дружный на территории жил. Болтали друг с другом по рации (прообраз соцсетей, потому что если ты с кем-то одним говоришь, остальные-то тоже слушают), ездили в гости - то кому-то запчасти нужны для снегохода или дизеля, то продуктами поделишься, то в гости, просто так, ту же корюшку кому привезешь в подарок.
В городе: бумажки, прописки, регистрация, МФЦ, квартплата, ЖКХ, поликлиники, талоны на то, талоны на се, ваучеры куда пристроить, куаркоды, справки, разрешения, приказы, указы, протоколы - брррр… все мимо нас и слава Богу.
На территории: экономия времени от отсутствия этих неизбежных благ цивилизации - просто колоссальная. А еще больше - от того, что не надо это все еще и обсуждать. На что ты его потратишь, это свое высвобождающееся время - опять же твоя печаль. Хочешь - “Новый мир” почитай, вертолет свежий номер только что привез, а хочешь - иди на мыс, любуйся закатом. Или восходом. Или луной. Последнее полезней и способствует… Или скилы свои прокачивай - языки учи, на гитаре играй, стихи пиши. Кстати, я на территории свой английский здорово подтянул. Переводил статьи по своей научной тематике. И по приезде в Москву легко TOEFL-тест сдал. А мог бы еще и японский подтянуть. Или древне-греческий для общего развития. Поленился.
Жизнь на Территории для нас была воплощением подлинной свободы, которую сейчас, конечно, мы утратили. По крайней мере, внешнюю.
Пожелание младому племени. Ну, как же без него.
Лихие, страшные, бандитские… Эти 90-ые сейчас, как их клеймят, как ими пугают, как их нам представляют. Эти “кризисные годы” наша семья “проскочила” как-то спокойно, не только без потерь материальных, моральных, психологических, но наоборот, с большими приобретениями. Считаю, так получилось благодаря заповеднику, благодаря тому, что начатки самостоятельной жизни прошли в Камчатском крае. В самые-самые - 90, 94, (уже полегче было, талоны отменили) - родились дети. Потом еще двое. И ничего, как-то мы их подняли, воспитали.
Короче, я к чему, ребят, молодежь: если вдруг случится кризис - это ваш шанс - проживание на территории заповедника экономически целесообразно, помещает вас в ситуацию продовольственной безопасности в полном соответствии с рекомендациями Всемирной продовольственной организации, укрепляет ваш иммунитет и здоровье в целом, включая и здоровье психическое, способствует профессиональному росту, приобретению крайне важных в жизни компетенций и навыков, и всестороннему, а главное, гармоничному развитию вашей личности, а также членов ваших семей. Точно вам говорю! Проверено на собственной шкуре. Она потерлась местами, но еще пока крепкая. Через кризис - к катарсису!