Оля приехала в детский дом на полчаса раньше назначенного времени. Территория была ухожена, новая детская площадка. И само здание выглядело хорошо и ярко, пластиковые окна.
- У нас недавно капитальный ремонт был.
Оля оглянулась и увидела женщину, лет пятидесяти, стройную, с яркими синими глазами.
- Я всегда представляла, что детский дом это чёрное, старое здание, страшные окна, из которых смотрят беззащитные дети в старенькой одежде...
- Ого, где ж вы такое видели? Конечно, у нас было старое здание, и окна простые, но всегда чисто, уютно и светло. - ответила женщина. - И детки у нас всегда опрятные, чистые.
- Простите, это я о своих страхах....
- А вы вообще к нам по какому вопросу? - спросила женщина.
- Я к директору. Хотела бы у вас работать, учить деток рисовать.
- Ну пойдёмте, поговорим. - ответила женщина и пригласила Олю войти в здание.
- Вы Наталья Алексеевна?
- Да, я директор детского дома, вот уже двадцать лет. Смелее, проходите.
Оля осторожно зашла в здание. Внутри было чисто, красиво и тихо.
- А почему так тихо? - спросила Оля.
- Сон-час, детки сейчас спят. Вот там мой кабинет, мы спокойно поговорим.
Оля проследовала за Натальей Алексеевной в кабинет.
- Рассказывайте, как и почему решили стать учителем, да не просто, а в детском доме? Только давайте на чистоту.
- Меня зовут Ольга. Я - экономист. Совсем недавно у меня было всё - семья, муж, ребëнок, работа... И в один момент я потеряла всё. А сегодня утром мама показала мне объявление, и я подумала почему бы не попробовать, может это мой шанс. Я восемь лет посещала художественную школу. Рисовать умею, и думаю, что смогу научить рисовать детей. - сказала Оля на одном дыхании. - Вот свои работы с собой взяла.
Оля выложила на стол свои работы и отошла. Наталья Алексеевна тщательно рассматривала каждую работу и Оля чувствовала себя как на экзамене, осталось дождаться "приговора".
- Чудесные работы, Ольга.
- Спасибо.
- А как вы к детям относитесь?
- Хорошо.
- Я вас возьму, но с испытательным сроком.
- Я согласна. Когда можно приступить?
- Можете сегодня познакомиться с детками, после полдника. Сейчас их будут будить, кормить и потом у них свободное время. А завтра жду вас на работе.
- Хорошо. А какой возраст детей?
- В этом корпусе дети от восьми до восемнадцати лет, соседнее здание - это второй корпус и там детки от трех до семи лет.
- А с какими я буду работать?
- Со всеми. С утра вы будете заниматься с малышами во втором корпусе. А после обеда здесь со старшими детьми.
- Понятно. - ответила Оля.
- Если вы сомневаетесь, скажите сейчас.
- Нет, не сомневаюсь. - твёрдо ответила Оля.
- И ещё одно правило - не надо выделять детей, ко всем детям вы должны относиться одинаково. Особенно это касается малышей. Вы поработаете, потом уйдëте, а дети останутся. Это не домашние дети... Они быстро привыкают к ласке и вниманию.
- Я вас поняла.
- Давайте начнем знакомство со старшими, а потом к малышам.
- Хорошо.
Оля шла за Натальей Алексеевной полная решимости, до тех пор пока не увидела детей. Они смотрели на нее настороженно и равнодушно.
- Здравствуйте, дети, познакомьтесь - это Ольга Сергеевна, учитель рисования. Как только она освоился у нас снова начнёт работать кружок по рисованию. Я знаю, что многие хотели.
- И надолго она к нам? Или через неделю сбежит, как пять предыдущих?
- Ваня, прекрати...
- Не сбегу! - перебила Оля Наталью Алексеевну.
- Посмотрим. - ответил с вызовом всё тот же мальчик.
- Это правда, что уже пять учителей сбежало? - спросила Оля у Натальи Алексеевны, когда они шли к младшим детям во второй корпус.
- Нет, - сказала Наталья Алексеевна и сделала секунду паузу, - шесть, или семь точно.
- А почему?
- Сами всё узнаете! Завтра. И помните, вы сказали, что не сбежите, а уж Ваня постарается... Поэтому я уже и на образование не смотрю, умеете рисовать и ладно.
Оля задумалась над словами директора и подумала, о том, что поторопилась со своим решением, но уже поздно было метаться назад.
- Малыши ещё не проснулись, так что с ними вы познакомитесь уже утром.
- Хорошо.
- Последний вопрос, Ольга - вам есть где жить? Мы предоставляем комнату приезжим учителям и воспитателям. Жилой корпус у нас на третьем этаже.
- Вообще я живу с мамой. Буду приезжать, я на машине.
- Ну смотрите, если что, то комната свободная есть.
- Спасибо, Наталья Алексеевна, до завтра.
- До завтра, Ольга.
*******************
- Мама, я уже не уверена в том, что согласилась на эту работу. - говорила Оля матери уже вечером. - Ты понимаешь, они как зверята - дикие, осторожнее и колючие.
- Оля, ты уже согласилась! Будет предательством, если ты завтра не выйдешь на работу.
- Я выйду, но...
- Никаких "но". - перебила мама. - Тебе главное продержаться месяц, и ты потом сама не захочешь оттуда уходить!
- Посмотрим. - ответила Оля. - Я так устала, пойду спать, завтра рано ехать. Спокойной ночи, мамуля.
- Спокойной ночи.
*******************
Оля работала уже четвертый день. С малышами ей нравилось заниматься, но когда время приходило идти к старшим, её начинало трясти, она не знала, что будет на этот раз. Почти за неделю она увидела и испытала всё то, что за всю жизнь не испытывала. В шкафу с карандашами и красками она находила мышей, которых до ужаса боялась. А в первый день её "побаловали" белой крысой из живого уголка. Оля думала, что у неё сердце остановится, но продолжала борьбу. Во второй день её приклеили к стулу, в третий день, когда она открыла дверь, на неё вылилось ведро с водой, ладно хоть с чистой.
- Ну с Богом. - ответила Оля, не зная чего ожидать, и открыла дверь кабинета.
Странно, подумала Оля, ничего не льётся, тишина. Оля осторожно зашла и встала, в классе не было никого. А на доске запись:
Ты уже готова сбежать?
- Не дождётесь! - крикнула Оля, она знала, что они слышат. - Если через пять минут вы не придëте на моё занятие, то в субботу ваше выездное мероприятие отменится, уж я постараюсь. Время пошло!
Оля потрогала рукой стул, убедилась, что нет клея и села в ожидании. Она знала, от Натальи Алексеевны, что по субботам они выезжают на благотворительные мероприятия, им накрывают стол с едой и сладостями, показывают концерты или просто играют. И дети ждут каждую субботу с нетерпением.
Через пять минут все сидели на своих местах.
- Ну что, сегодня мы будем заниматься? Ваня?
- А что сразу Ваня? Занимайтесь.
- Хорошо. Достань тогда из моего шкафа карандаши, краски и гуашь.
- А вы сами не можете?
- Нет. Сегодня и завтра от вашего поведения будет зависеть, поедете ли вы в субботу, или же останетесь здесь и будете рисовать пейзажи.
- Сами рисуете свои пейзажи. - ответил Ваня, встал и достал всё, что попросила Ольга.
- Спасибо, Ваня.
- Пожалуйста. - передразнил он Ольгу и сел на своё место.
Наталья Алексеевна стояла под дверями и улыбалась.
- Наконец-то мы нашли учителя. - сказала она сама себе, и тихонько постучала в дверь.
- Здравствуйте, ребята, Ольга Сергеевна, вы после урока зайдите ко мне.
- Хорошо. - ответила Оля и продолжила занятие.
После занятий Оля зашла к директору.
- Оля, вы молодец, сегодня справились, но вы же не будете их шантажировать субботой каждый раз. Вам нужно найти подход к Ване, он зачинщик и заводила, остальные не такие. Если найдёте подход к одному - найдете ко всем.
- Я уже поняла, но пока не знаю как.
- А я вам подскажу. Ваня любит рисовать, и довольно таки не плохо это делает. Он никому не показывает свои рисунки, но я видела. Ему шестнадцать, его три раза возвращали приёмные семьи. Он был ласковым ребëнком, но потом.... В общем попробуйте с ним подружиться, я думаю у вас получится.
- Я вас поняла. - ответила Оля и вышла из кабинета директора.
Вечером Оля долго не могла уснуть, она всё думала о том, как можно взять ребëнка, а потом вернуть его. Думала, как заинтересовать Ваню, чтобы он снова начал рисовать.
Пятница. Последний рабочий день и выходные. Оля, как обычно, позанималась с малышами до обеда и пришла к старшим. Сегодня не было страха, наоборот, ей хотелось встретиться с ребятами.
- Здравствуйте. Сегодня заканчивается моя первая неделя с вами. Уроки рисования со следующей недели будут проходить по расписанию, два раза в неделю, но кружок будет каждый день с четырех до пяти. Я жду всех желающих с понедельника. Я посмотрела ваши рисунки и у многих ребят есть способность к рисованию. Вот только Ваня не сдал свой рисунок.
- Я не умею рисовать, у меня нет способностей.
- Ваня, это не означает, что ты не должен сдавать задание. Я задаю всем. Сейчас мы одеваемся и выходим во двор. Берём с собой альбом и простой карандаш. Ваня, тебя это касается тоже.
На улицу все вышли дружно, даже Ваня не сопротивлялся.
- Сейчас все рассаживаемся по скамейкам, и начинаем рисовать то, что видит каждый. Я вот вижу красивое осеннее дерево.
- А небо можно нарисовать?..... А цветы?.... А как падают листья?.... - вопросы посыпались со всех сторон. И Оля была рада, что дети оживились.
- Рисуем то, что видим. Приступаем, у нас в распоряжении сорок минут.
Оля посмотрела на Ваню, он смотрел, куда-то вдаль и даже не пытался приступать к рисованию. Она подошла к нему поближе и положила руку на плечо:
- Ваня, почему ты не рисуешь?
- Вам не всё равно?
- Нет. Мне сказали, что ты классно рисуешь, но почему то игнорируешь меня.
- Вам соврали, я не рисую.
- Я тоже давно не рисовала - год назад я потеряла дочку, через полгода от меня ушел муж, а неделю назад еще и работу потеряла. Думала всё, больше ничего не будет, жизнь кончилась, но потом, когда я перестала жалеть себя, то жизнь внезапно повернула в другую сторону. И вот я здесь. Учусь жить заново вместе с вами. Может и тебе попробовать? - сказав это Оля отошла от Вани.
Дети продолжали рисовать. Оля села на скамейку напротив Вани и тоже начала рисовать. Ваня продолжал сидеть, а потом встал и подошёл к Оле.
- Это правда, что вы сказали?
- Да.
- Я не буду вам делать пакости, но, пожалуйста, не заставляйте меня рисовать.
- Я никого не заставляю. Когда ты рисуешь, ты забываешь обо всём, я прошу тебя попробовать, выплеснуть свою боль и злость.... Или наоборот поделиться счастьем и хорошим настроением.
Ваня вернулся на свою скамейку и взял альбом, он не торопливо начал что то рисовать и Оля улыбнулась.
Продолжение следует...