Кризис лечит. А кто не лечится, тот погибает".
Е.Т. Гайдар. Интервью газете «Труд»
Думал, что 90-е годы, период обучения в школе и до поступления в университет, изложу в одной статье, не получается!
Итак… Советский Союз бесславно пал…
Январь 1992г, цены пустились в неограниченный пляс, ценники переписывались, чуть ли не каждый день, галопирующая инфляция и дефицит товаров первой необходимости. Не помню очень многого, но часть моментов не могли не отложиться в памяти, слишком они были яркие и тяжелые.
Лето 1992 года, хлеба катастрофически не хватало, бизнес еще не работал, и не было альтернатив, и на весь город был только один хлебокомбинат. Получив на руки энную сумму от родителей, я неоднократно отправлялся за хлебом в магазин №2 г. Колпашево, где на первом этаже продавались продовольственные товары, а на втором промтовары, по сути это был самый большой магазин города того времени и хлеб в него точно привозили (по остальным магазинам не было никаких гарантий, что хлеб там появится).
Процесс покупки хлеба. Варианты.
Ты приходишь в магазин, за прилавком стоит добрая или не сильно добрая тетя, отдаешь ей денежку и тебе дают хлеб? НЕТ!!!
Или приходишь в магазин, берешь хлеб, кладешь в корзинку и идешь на кассу и отдаешь денежку за хлеб? НЕТ!!!
В таких тепличных условиях мы живем сейчас, и если сталкиваемся с очередями, то либо в день открытия фальшивых «черных пятниц» в «рассеянском» стиле, когда цены предварительно взвинчиваются 2-3 раза, а затем снижаются на ценнике на «заманчивую» величину, либо в день привоза какой-нибудь новой модели яблочного производителя, когда еще со дня создания предыдущей не прошло и полгода и морально и технически она еще будет актуальна 3-4 года, но закон потребительства и статуса гласит: «у кого не последняя модель телефона – тот нехороший человек (самое мягкое выражение) и не достоин общения со школьной, университетской и прочей «элиткой». Но это уже искусственно раздуваемый ажиотаж и он не касается продуктов первой необходимости, в наше, же время, даже хлеба реально не хватало.
Последовательность действий по добыче хлеба была несколько другой:
Первоначальный и самый дикий вариант №1, когда еще не отгородили стойки с лотками с хлебом для свободного доступа. Точнее их уже отгородили железными решетками, реликты которых еще остались на вокзалах или на массовых мероприятиях, а свободный проход открывали только тогда, когда привозили хлеб, в остальное время лотки стояли пустые и были ограждены лишь для того, чтобы во время привоза хлеба, грузчиков не разорвала толпа.
Ни один современный поисковик не выдал подходящей фото для этой ситуации, алгоритмы поиска так и не поняли суть запроса.
Народ постепенно скапливался густой массой за решетками внутри магазина, а иногда и снаружи. Толпа огромна. Момент истины наступал, когда привозили хлеб, выгружали его на лотки. В это время плотность количества человек на 1 квадратный метр достигала рекордных значений, Бангладеш с его самой густонаселенностью в мире нервно курил в стороне, а мои кости 10-летнего мальчика начинали хрустеть, так как вокруг тебя стояли далеко не худосочные дядьки, желавшие урвать свою долю хлебобулочных изделий.
Удивительным образом, но в условиях отсутствия мобильной связи, может быть телепатически, а может другим неизвестным способом, всегда было известно, что машина (стандартный газон - хлебовозка) с комбината выехала, расстояние не маленькое, ехать минут 20. Настроение в толпе улучшалось, слухи расходились мгновенно. Ко времени подъезда к магазину, открывались тяжелые ворота внутреннего двора для разгрузки, машина проскакивала, и ворота тут же захлопывались, так как желающих похватать хлеб прямо с машины при разгрузке – хватало.
Слышались звуки разгрузки, и лотки с хлебом неспешно начинают появляться на стойках. Завораживающее зрелище! А запах, запах! Тогда, даже в условиях дефицита, хлебокомбинат еще не успел опуститься до выпечки буханок из муки 2го сорта и отходов зернового производства, а санитария соблюдалась должным образом (уже позже, через год или два, хлеб от комбината, стал похож на кусок сырой муки, внутри которого периодически находили то мышей, то голубей и прочие остатки живности).
И вот! Решетки открывают! Даже в нескольких местах! Толпа ревет и рвется к лоткам, я не иду, меня несут!!! Дышать? Иногда получается. Не понимая как, ты оказываешься у лотков, хватаешь хлеб, и толпа несет тебя к выходу к кассе… Но, не все так хорошо, слышен крик, упала женщина, ее топчут, никто не может остановить толпу, это не управляемый хаос, скорая, милиция, и заметка в газете о трагичном случае. Это не стирается из памяти.
Вариант №2, уже после трагедий
-приходишь к магазину за 2-3 часа до времени икс (время привоза примерно известно);
- занимаешь очередь, если повезет, твоя очередь будет внутри магазина, если нет – снаружи на улице, а магазин не маленький и если стоишь снаружи, то очередь твоя в районе 200-300-го человека.
Стойки с лотками под хлеб отгорожены рядом больших столов, доступ к лоткам закрыт полностью и навсегда. На одном из столов стоит касса. Отпуск не более 2 булок хлеба в одни руки, многие приходят семьями.
Стоишь и ждешь, это время я занимал изучением атласа мира или увлекательным чтением книг любимых авторов – Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Роберта Штильмарка, Рафаэля Сабатини и др. Все это отвлекало от суровых реалий и уносило в цветные миры приключений, где было всегда интересно.
Хлеб привозят, начинается медленное движение очереди к кассам, как всегда появляются личности, уверяющие, что «я тут уже стоял», «тут для меня занимали», также прибегают родственники всех мастей, к тем, кто стоит в очереди впереди тебя и совместно получают по 2 булки хлеба на каждые руки.
С каждым опустевшим лотком за прилавком, людское напряжение растет, кто-то тихо ненавидит впереди стоящих, кто-то громко ругается на обнаглевших, кто-то, возможно молится, но неравнодушных нет. И очень повезет, если дойдя в очереди до кассы, хлеб еще будет. Но везло не всегда, а дома маленькие братья и все хотят кушать…
Про подробности того, что творилось в магазинах, дома предпочитал не рассказывать. Про очереди, конечно, знали все, но то, как на глазах народ опускался до звериного состояния, об этом родителям не говорил.
Шла шоковая экономическая терапия от младореформаторов (Гайдар, Бурбулис, Чубайс и прочие) и геноцид собственного народа.
Продолжение следует….
Кто помнит эти моменты, участвовал в давках, в очередях за хлебом и другим дефицитом, прошу высказать свое мнение, лайкнуть и дополнить комментариями. Благодарю!