Тема. "Как тебя зовут?"
Цели урока:
• дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии, показать связь имен с историей определенной эпохи;
• сформировать умение через лексико - грамматический анализ слова (имени) выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;
• воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.
Оборудование: словарь личных имён.
Ход урока. I. Организационный момент
П. Введение в тему урока. Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Сегодня тема нашего урока связана с появлением на Руси имен.
Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других? (свое имя)
Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.
III. Сообщения учащихся (заранее подготовленные). Имя - это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.
Учитель: Роль личного имени велика. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя (прозвище и т.д.,)? Всяк человек свое имя знает. Сын не родился, а уже имя ему дали. Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу. У него доброе имя. Не позорь моего имени.
В каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность.
IV. Исторический экскурс
Учитель: Какие бывают имена? (Ученики перечисляют.)
Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Часто детям давали имена, отражавшие время, в которое жили их родители. Например, называли детей именами: Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын -Рево, дочь - Люция, от слова Революция.
VI. Физкультурная минутка. «Бабочка»
XI. Заключительная часть урока
Имя с фамилией у тебя одно,
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.
XII. Домашнее задание. Беседа: Скажи мне, как тебя зовут…