Найти тему

Литературные итоги 2021 года. Часть седьмая

Оглавление

Литераторы отвечают на вопросы. 1. Чем запомнился Вам прошедший год? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период? 2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего года (поэзия, проза, нон-фикшн). 3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями? 4. Как, по Вашим ощущениям, пандемия повлияла на литературный процесс и собственно на Ваш писательский опыт? Скажите несколько слов о Ваших прогнозах в отношении литературного будущего, обусловленных нынешней ситуацией.

-2

Ольга Бугославская, литературный критик, кандидат филологических наук

-3

1. Сегодня нашу жизнь, в том числе и литературную, определяет политика и борьба идеологий. 2021 год запомнился прежде всего ярким выступлением Людмилы Петрушевской в защиту «Мемориала», а также тем, что поэтесса Татьяна Вольтская, которую, возможно, в будущих учебниках литературы будут называть выдающейся и великой, была признана иностранным агентом. Знаковым событием мирового масштаба стала травля Джоан Роулинг.

2. Хороших и достойных внимания книг, несмотря ни на что, вышло много:

«Англичане едут по России. Путевые записки британских путешественников XIX века», ответственный редактор академик РАН В.А. Тишков, автор перевода, предисловия и примечаний И.В. Кучумов. — СПб.: Алетейя, 2021. Один вымышленный и два реальных травелога английских путешественников, описывающих нашу страну позапрошлого века

Моника Блэк «Земля, одержимая демонами. Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии». — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. Книга о торжестве мракобесия на фоне социальных и исторических потрясений.

Вера Богданова «Павел Чжан и прочие речные твари». — М.: АСТ, 2021. Зеркало современных массовых фобий.

Дмитрий Быков «Истребитель». — М.: АСТ, 2021. Роман-метафора о сталинских соколах.

«Время вышло. Современная русская антиутопия». — М.: Альпина Диджитал, 2022. Сборник антиутопических рассказов, предлагающих разные варианты ада на земле. Среди авторов — Денис Драгунский, Алиса Ганиева, Эдуард Веркин, Андрей Рубанов, Алексей Сальников и другие.

Томазо Гарцони «Больница неизлечимо помешанных», перевод Романа Шмаракова. — СПб.: Наука, 2021. Изысканный и одновременно наивный памятник литературного барокко, попытка систематизировать знания о психических расстройствах, накопленные к концу XVI века.

Надя Делаланд «Рассказы пьяного просода». — М.: Эксмо, 2021. Поэтичное и теплое описание путешествия человеческой души во времени и пространстве.

Дэн Джонс «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию». — М.: Альпина нон-фикшн, 2021. Яркая, полная авантюр история королевской династии, правившей Англией в XII—XIV веках.

Ксения Драгунская «Туда нельзя. Четыре истории с эпилогом и приложением». — М.: Время, 2021. Глубокий психологический роман о потребности в любви, заботе и понимании, о давлении пошлых стандартов успешности, об отчаянии, о нашей взаимной зависимости.

Денис Драгунский «Обманщики». — М.: Издательство АСТ, 2021. Сборник рассказов, подтверждающих, что в жизни, а тем более в литературе, бывает все.

Григорий Злотин «Снег Мариенбурга». — М.: Издательский проект «А и Б», 2021. Виртуозно написанный роман об исторических закономерностях и универсалиях, формально напоминает «Хазарский словарь» Павича.

Сергей Зотов «Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе». — М.: Бомбора (Эксмо), 2021. Монография описывает и систематизирует разные случаи отступления от канона в православной иконописи.

Алексей Иванов «Тени тевтонов». — М.: Рипол-Классик, 2021. Мистический роман о тайнах Тевтонского ордена и меча Сатаны.

Шамиль Идиатуллин «Все как у людей». — М.: АСТ, РЕШ, 2021. Сборник рассказов в жанре фэнтези и хоррор, докапывающихся до самых глубин коллективного бессознательного.

Александр Иличевский «Исландия». — М.: Альпина — нон-фикшн, 2021. Философский роман, действие которого разворачивается одновременно в пространстве реальном, фантастическом и умозрительном.

Иеромонах Иоанн (Гуайта) «Монах в карантине». — М.: Практика, 2021. Дневник, написанный во время 40-дневного карантина православным священником итальянского происхождения Джованни Гуайта. Книга включает обширные и очень содержательные рассуждения о литературе, искусстве, философии, национальном менталитете и выходит далеко за рамки религиозного трактата.

Бальдассаре Кастильоне «Придворный». — СПб.: Азбука-Аттикус, 2021. Первое полное издание выдающегося литературного памятника эпохи Возрождения, полемичного по отношению к «Государю» Макиавелли.

Андрей Колесников, Борис Минаев «Егор Гайдар. Человек не отсюда». — М.: Молодая гвардия, 2021. Попытка сломать засевший в массовом сознании негативный образ главного российского реформатора.

Александра Косарева «Запомните меня живым». Судьба и бессмертие Александра Косарева. — М.: Издательство «Перо», 2021. Литературная запись Анатолия Головкова — трагическая история жизни и смерти Александра Косарева, жертвы сталинского террора.

Пьер Кошон «Нормандская хроника». Перевод, статья, комментарии М.В. Аникиева. — СПБ.: Наука (серия «Памятники исторической мысли», 2021. Уникальный исторический источник и литературный памятник времен Столетней войны.

Майя Кучерская «Лесков. Прозеванный гений». — М.: Молодая гвардия, 2021. Книга о несправедливости судьбы и внутренней человеческой свободе.

Светлана Моторина «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли». — М.: Эксмо, 2021. Реальные истории школьного буллинга, в которых отражены проблемы традиционного воспитания, образования и терпимости к насилию.

Алексей Моторов «Шестая койка и другие истории из жизни Паровозова». — М.: Corpus (АСТ), 2021. Блестяще написанные воспоминания известного сегодня врача о детстве и юности.

Виктор Ремизов «Вечная мерзлота». — Владивосток: Тихоокеанское издательство Рубеж, 2021. На фоне масштабной «ударной» стройки позднесталинского периода разворачивается история двух семей, чья жизнь разрушена государственным террором.

Андрей Рубанов «Человек из красного дерева». — М.: АСТ (РЕШ), 2021. Остросюжетный, криминально-мистический, конспирологический роман об оживших деревянных идолах.

Лев Рубинштейн «Время политики». — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. Сборник эссе на острые темы, в которых все вещи названы своими именами.

«Русское лихолетье. История проигравших. Воспоминания русских эмигрантов времен революции 1917 года и Гражданской войны». — М.: АСТ, 2021. Сборник записанных в 60-е годы для Радио Свобода интервью участников и свидетелей революционных событий. Среди рассказчиков — Роман Гуль, Юрий Анненков, Александр Маршак, Георгий Адамович, а также потомки Александра Керенского, Петра Столыпина, Льва Толстого.

Валерий Сажин «Михаил Салтыков-Щедрин. Одинокий Скорпион». — СПБ.: Вита Нова, 2021. Новая биография самого известного русского сатирика.

Лев Симкин «Как живые. Образы «Площади революции знакомые и забытые». — М.: Эксмо, 2021. Рассказ о переплетении мифа, пропаганды и реальности в советском искусстве на примере бронзовых статуй, украшающих станцию метро «Площадь Революции».

Алексей Слаповский «Недо». — М.: АСТ, 2021. Роман о взаимодействии и общении двух не похожих друг на друга людей как опыте расширения личностных границ каждого из них.

Владимир Сорокин «Доктор Гарин». — М.: Corpus (АСТ), 2021. Избыточно гротескная, избыточно подвижная и приключенческая, до мозга костей пародийная, при этом местами романтическая картина постапокалипсиса, продолжающая повесть «Метель».

Натан Эйдельман «Сказать все…»: избранные статьи по русской истории, культуре и литературе XVIII—XX веков». — М.: НЛО, 2021. Сборник работ знаменитого историка, посвященных истории свободомыслия в России.

Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд». — М.: АСТ, 2021. История спасения детей от голода в форме романа-путешествия, точнее — романа-бегства. Гимн подвигу и самопожертвованию, громкий призыв к милосердию и любви.

3. Нельзя не отметить очевидный успех Виктора Ремизова, Веры Богдановой и Григория Злотина. Успех, что отрадно, на совершенно разных литературных направлениях.

4. Пандемия — один из многих источников нестабильности, существующих сегодня. Мы живем во время постоянного ожидания чего-то плохого. Того, что наша страна превратится в Северную Корею, что радикально изменится западная цивилизация (падет под давлением «новых варваров», трансформируется в «цифровую диктатуру» и т.д.), что все погибнут вследствие климатических изменений, что начнется война цивилизаций и в конечном счете всех поглотит Китай… Коронавирус — ближайшая в ряду угроз. При этом все перечисленные опасности осознаются как реальные (климатические изменения из предостережений ученых превратились в реалии, отечественный тоталитаризм тоже крепчает на глазах, отношения между странами портятся каждый день и т.д.), страхи порождают неврозы, но на это состояние накладывается усталость. Бояться уже надоело, наступило своего рода эмоциональное выгорание. На все неврозы легла пленка равнодушия. Пандемия заставила нас метаться между холерными бунтами и пиром во время чумы. Борьба с болезнью обернулась войной прививочников с антипрививочниками, достойной пера Джонатана Свифта. Литература время от времени откликается на текущую повестку книгами про удаленку, самоизоляцию или грядущий апокалипсис. Но все это устаревает в день публикации. Это не лучшее, что может предложить искусство. Сегодня все растеряны. Как реагировать на происходящее, никто не знает. И литература пока тоже.

Анатолий Королев, писатель, драматург, эссеист, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института им. Горького, почетный профессор Пермского научного университета

Анатолий Королев // Формаслов
Анатолий Королев // Формаслов

1. Для меня весь уходящий год был накрыт титанической тенью документального романа Сергея Чупринина «Оттепель: события». Именно романа! А не хроники и реестра исторических точек. Его объективность — «кажимость»: нет, нет, перед нами субъективное художественное авторское произведение в личине исторической хроники. И главный герой не столько время, Пастернак, Сталин, «Новый мир», Твардовский и прочие фигуры и константы, а сам Сергей Чупринин, его симпатии и антипатии, взгляды и соображения, мысли и чувства, разложенные в виде виртуозного исполинского пасьянса или разгаданного кроссворда, куда уже не впишешь ни одного нового слова, все клетки заняты; это продолжение его же фейсбучного романа, отчасти это даже можно назвать авторским телом, тату, исповедью в духе «Опавших листьев» Розанова, только составленным из выдержек и цитат, из библиотечных карточек, мозаика хронолюба… метафизика выписок, летающая Лапута нового Свифта в зените последней российской истории.

События? Они приобрели очень странный характер онлайн-бытия и лишились субстанциональности. Теперь события нужно метить мишленовской звездой, чтобы они приобрели статус происшествия.

Имена? Оказавшись из-за пандемии внутри башни из слоновой кости, я не узнал, не расслышал новых имен и это отчасти моя вина, хотя само время перешло на шепот.

Тенденции? Они очевидны — земляне должны перестать быть беженцами на своем же земном шаре.

2. Поэзия, к сожалению, прошла мимо, из прозы я бы отметил тихую бомбу, которую бросил этой осенью в литературу швейцарец и бывший москвич Керим Волковыский. Речь о книге «Осень в Калифорнии», которую автор издал за свой счет в издательстве «Время»: подкупает бесстрашие признаний автора во всех смертных грехах. Из нон-фикшн я бы назвал книгу Никиты Непряхина «Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию». На мой взгляд, сегодня нас всех втиснули в один единственный день года, в черную пятницу массовых распродаж, автор ищет выход из тотальной машины манипуляций. Полезное чтение!

3. Увы, новых авторов для себя я не открыл, удивил ли кто-нибудь чем-нибудь новеньким из известных — нет, и слава богу…

4. Как повлияла пандемия? Два года новой чумы я проклинал коронавирус и вдруг на днях встретил двадцатилетнюю ученицу из своего семинара прозы в Литературном институте, которая переболела ковидом, и услышал оду восторга (!) по поводу пандемии в ее частном случае: я стала другим человеком, лучше, глубже, умней… я пересмотрела свои взгляды на жизнь, избавилась от балласта и дураков из окружения, и, судите сами, я стала лучше писать… с последним я согласился и понял, что, видимо, буду должен согласиться и со всем остальным. Мой прогноз — роль пандемии пройдет переоценку.

Литературные итоги 2021 года. Часть первая

Литературные итоги 2021 года. Часть вторая

Литературные итоги 2021 года. Часть третья

Литературные итоги 2021 года. Часть четвёртая

Литературные итоги 2021 года. Часть пятая

Литературные итоги 2021 года. Часть шестая

Читать полностью в журнале "Формаслов"

#литература #итоги 2021 #писатели #ФОРМАСЛОВ

-5