Больше всего Организация Североатлантического договора, которая вот уже 30 лет выполняет функцию американской военной руки в Европе, опасается возрождения геополитического влияния России. По большому счёту все противоречия, которые сегодня в 20-х годах XXI века возникают между США и Россией связаны с расширением НАТО, в его агрессивным монопольным движением на Восток.
Все остальные сложности между двумя ядерными сверхдержавами не представляются в современных условиях сколь-либо существенными. Чтобы утвердиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с эволюцией официальных двусторонних документов, подписанных начиная с 1997 года.
Но наиболее полезным будет заглянуть в стенограммы официальных военно-политических встреч лидеров Советского Союза и ФРГ, России и США, России и Германии. В них вопрос продвижения НАТО к западным границам России – почти всегда вопрос №1.
Проблема НАТО с её желанием доминировать во всем мире в неминуемом конце однополярного мира. Главный донор и «хозяин» Альянса США это понимают, но они не понимают какую иную модель поведения выбрать для сохранения своего лидерства.
Вместе с этим регионы большой Евразии, включающие всю нынешнюю Россию и постсоветские страны, а также отдельно Китай и Индию – показывают самый высокий потенциал для роста экономик. На земном шаре формируются новые рынки, которые по темпам прогресса будут опережать уже сверх развитый рынок США. Именно в Евразию, в Китай и Индию будут перенаправляться денежные потоки.
Растущие экономики позволят и всем постсоветским странам и соседствующим с ними государствам, вести себя смелее чем раньше. В этом смысле роль Организации Договора о коллективной безопасности, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Киргизия, сегодня и роль ОДКБ через 5 лет это два разные роли.
Мне меня очевидно, что, когда НАТО устами генсека Альянса Йенса Стонтелберга заявляет о сотрудничестве с Украиной, и что Швеция с Финляндией, обладающие нейтральным статусом, подумывают в будущем о членстве в организации, он в том числе усыпляет бдительность россиян, уводя внимание от ситуации с действующими членами ОДКБ.
Главным образом я имею ввиду Армению и Азербайджан. Да, Азербайджан вышел из ОДКБ ещё в 1999 году благодаря усилиям западных «партнёров». Однако военных конфликт этой страны с Арменией, который удалось в кратчайшие сроки потушить благодаря российским миротворцам, необходимо использовать для возвращения Азербайджана в дружескую постсоветскую семью.
Ситуация усугубляется тем, что и Армения, и Азербайджан имеют статусы индивидуальных партнёров с НАТО. Считаю, что в силах России в современный исторический момент предпринять усилия по вовлечению обоих государств в более тесное взаимодействие по линии ОДКБ, которое бы исключало на законодательном уровне любое взаимодействие с блоком НАТО.
Также необходимы дипломатические усилия по вхождению в ОДКБ дружественной России Сербии, которая сейчас является наблюдателем, но параллельно индивидуально взаимодействует с Североатлантическим альянсом.
Пример Белоруссии и Казахстана показал, что ОДКБ – единственная реальная сила, способная оперативно и в гибкой форме гарантировать мир и спокойствие государствам бывшего СССР. ОДКБ неизбежно станет противовесом НАТО – современным аналогом Варшавского договора и зонтиком безопасности для пространства большой Евразии.
Пока это будет мини-версия Варшавского договора. Но рост ОДКБ – вопрос времени.
Сергей Абрамов