Холодной и облачной ночью 13 января 1976 года самолёт АН-24Б совершал рейс Рига – Ленинград. На борту находилось 39 пассажиров и 5 членов экипажа. Видимость была плохой – лишь 3,5 км, нижняя кромка облаков – 75 метров.
При подлёте к «Ржевке», опустившись до высоты 100 метров, экипаж не установил визуальный контакт с посадочными огнями, но вопреки инструкциям, не ушёл на второй круг, а продолжил снижение в надежде всё-таки увидеть аэродром. Когда, система предупреждения опасного сближения с землёй подала сигнал, пилот лишь её отключил и продолжил бездумный маневр. Как следствие, самолёт, не долетев 2,2 км до взлётно-посадочной полосы, задел за верхушки растущих в тех местах 20-ти метровых сосен и упал в лес.
По счастливой случайности, катастрофа обошлась без жертв, но большая часть людей получила ранения различной степени тяжести. Сам же самолёт восстановлению не подлежал и был списан. По выводам следственной комиссии – причина аварии - нарушение экипажем схемы захода на посадку, приведшее к слишком раннему сбросу высоту.
Об этом крушении я узнал случайно, когда рассматривал карту и нашёл на ней соответствующую пометку. Понял, что это хорошая возможность испытать мои новые снегоступы в серьёзных условиях. Тем более, живу недалеко от ныне заброшенного аэропорта «Ржевка», а значит и от места падения.
Итак, загружаю координаты аварии в телефон, нахожу ближайшее место до куда можно доехать на общественном транспорте, беру снегоступы, палки, фотоаппарат и выдвигаюсь.
От трамвайной остановки до места – чуть больше 2х километров. Рассчитывал дойти примерно за час.
Но, не тут-то было. Передвигаться через лес по прямой не получается: многочисленные овраги, ручьи, поваленные деревья, плотные заросли кусов – всё это нужно обходить, выбирая более удобный путь.
Несмотря на то, что периодически сверялся с навигацией, часто сбивался с нужного направления, идя чуть ли не в противоположную сторону. А слишком часто смотреть на телефон тоже не получалось – для этого нужно было остановиться, снять варежки. На ходу же - нельзя, т.к. руки заняты палками (без них по рельефному лесу передвигаться было бы куда сложнее).
Интенсивное движение на снегоступах требует много энергии, поэтому холод не чувствуется. Но и особой усталости тоже нет. Самое главное правильно подобрать обувь – она должна предотвращать попадание снега внутрь. Хорошо себя зарекомендовали гамаши. Так же нужно защищать загривок – когда задеваешь деревья – сверху падают комья снега и попадают за шиворот.
Зимний лес, конечно, красив! Лиственные деревья – берёзки и липы - сменяются елями, они - соснами. Везде лежат сказочные снежные шапки. Встречаются разные птички. Много следов зайцев и лис.
И вот, наконец, приближаемся к искомым координатам. Конечно, я прекрасно понимаю, что со дня аварии прошло почти полвека и вряд ли можно найти хоть какие-то следы, особенно зимой. Тем не менее они есть. Место выделяется неестественной проплешиной среди деревьев. Если кругом, со всех сторон, высокие, матёрые, сосны, то по координатам находится полянка, заросшая небольшими кривыми берёзками и кустами. Это бросается в глаза. Так что, уверен - место на карте указано правильно. Причём прогалина имеет вытянутую форму, направленную в сторону аэродрома, т.к. самолёт, видимо, остановился не сразу, а по инерции «пропахал» несколько десятков метров. Но ширина просеки небольшая, т.к. крылья, скорее всего, отломились сразу, ведь сосны, со стволами диаметром 20-30 см, намного прочнее.
В этом месте ощутил сильную энергетику. Наверное, очень страшно понять, что находишься в падающем самолёте; а после ждать часами помощь. Планирую вернуться сюда летом. Возможно, удастся обнаружить что-нибудь ещё.
Из-за моих петляний, предполагаемый маршрут туда и обратно в 4 километра вырос до 7, которые я преодолел за 3 часа. Последний километр, из-за этого, шёл уже практически в темноте, что не слишком комфортно - даже не в плане сложности движения, а из-за иррационального древнего страха перед ночным зимним лесом. Напоследок решил немного срезать, перейдя через заснеженный ручей по упавшему дереву. Это было плохой идеей, т.к. снегоступы сильно снижают ловкость – упал, намочив руки по локоть.
Без снегоступов вряд ли смог бы проделать этот маршрут. Пешком – вообще нереально. Глубина снега – по колено и глубже. Беговые лыжи тут тоже плохой помощник, без лыжни на них можно идти лишь по совсем неглубокому снегу. Вариант – широкие охотничьи лыжи. У них сравнимая площадь поверхности. Но, считаю, они были бы менее удобны, т.к. рельеф был очень выраженной, много растительности, а снегоступы выигрывают как раз по маневренности и на подъёмах.
Ещё материал про снегоступы:
Снегоступы: новый зимний тренд!
Обзор снегоступов Tramp
Видео: На снегоступах по пересечённой местности