Найти в Дзене
Библиотекарь

Большие амбиции "маленького рога"

В этот пятничный вечер, мы наконец подошли к главному герою, тому, ради кого задумывалась вся серия посвященная размышлению над девятой главой книги пророка Даниила. Исполненный глубокого смысла отрывок 9;24-27 привлекает внимание не одно поколение исследователей, и при кажущейся простоте, содержит в себе не мало таинственного и до сих пор не понятного.

Разрушение Святилища, установление "мерзости запустения" - вот главные отличительные черты деятельности маленького рога, который напрямую не фигурирует в тексте, но имеет ко все этому самое прямое отношение. Именно "маленький рог" становится в центре нашего внимания, и ему мы посвятим несколько публикаций.

Седьмая, восьмая, частично одиннадцатая главы дают довольно подробное описание малого рога. Его образ впервые возникает в седьмой, и уже тогда привлекает к себе внимание пророка.

"Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих." (Дан. 7:19-20)

Думаю, есть смысл разобраться в свойствах этого примечательного персонажа. Пророк очень взволнован видимой картиной, по его собственным словам, его "сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем." (Дан. 7:28-1) Видение восьмой главы, в котором более подробно сообщается о Святилище и Звере, опустошении и малом роге вообще повергли пророка в болезнь и слабость. "И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его. (Дан. 8:27)

Более всего, Даниил сокрушался по поводу войны со святыми, причем рог одерживал победу, на довольно внушительный срок, "время, времена и полвремени".

Что же это за рог, что может высокомерно, богохульно себя вести и вести войну со святыми? Почему ему уделяется столько внимания? Целых три главы, главные пророческие главы всей книги Даниила, настойчиво предлагают нам детали и свойства с виду неприметного, но обретшего безграничную власть "маленького рога".

Первое, что, например заинтересовало меня, это образ рога, как такового. Интересно отметить, рог обладает довольно позитивным смыслом, если рассматривать словоупотребление в библейском тексте.

Однокоренные еврейскому "qeºren" встречаются 72 раза на страницах Ветхого Завета, от буквального, до фигурального. Причем в фигуральном смысле, понятие рога встречается гораздо чаще. Рог является символом могущества, защиты, силы. Нередко рог олицетворяет человеческую самоидентификацию, самоопределение. Послушайте, что говорит Анна, когда получила обещание родить долгожданного ребенка, вот ее слова: "И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем." (1-Цар. 2:1) Что подразумевается в данном случае под фразой "рог мой", как не выражение ее внутреннего стержня, всех упований и надежд.

Рог фигурирует как элемент жертвенника всесожжений. На четырех углах культового сооружения, находились рога, и они служили для привязывания к ним животных для приношения, а еще иногда выступали в качестве гарантии защиты. Пару таких случаев есть в книгах Царств, вот один из них: " Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника." 3-Цар. 1:50)

Рассматривать все случаи мы не будем, но с уверенностью можно сказать - рог в Ветхом Завете служил неким мостом между Богом и человекам. Рог спасения, о котором пел царь Давид в псалмах, навевает такие мысли. Рог использовался в качестве музыкальных инструментов в богослужении, а еще он ассоциировался с силой Божьей.

В этом контексте, образ "рога" в пророчестве Даниила выглядит весьма неоднозначно. Видимо поэтому пророк пребывает в замешательстве, подобно тому, как и апостол Иоанн Богослов был в изумлении, когда увидел Вавилонскую Блудницу, на фоне свежих воспоминаний о Женщине в пустыне, убегающей от Дракона. Забегая вперед, скажу, между Зверем, Блудницей и Малым рогом очень и очень много общего...

Продолжение следует.

Начало темы тут.

Еще одна в тему тут.