Найти тему
Креативный класс

Что такое синдром самозванца и как с ним бороться

Оглавление

Я считаю, что у меня мало знаний.

Я считаю, что другие люди ГОРАЗДО компетентнее меня.

Я БОЮСЬ браться за классные, высокооплачиваемые заказы, потому что считаю, что НЕ потяну их.

Я туплю в ютюб и телефон, прокрастинирую, потому что НЕ УВЕРЕН, что хорошо выполню свою работу.

Меня зовут Антон, я креативщик. И у меня синдром самозванца!

Короче представьте. Есть 2 персонажа

Допустим бубулька, которая всё время тусуется возле подъезда и считает всех наркоманами. И какой-нибудь профессор МГУ. Скажем, они одного возраста.

Давайте представим все знания этой бабки в виде квадрата со стороной 1. Тогда все знания профессора будут в виде квадрата со стороной 4. То есть в 4 раза больше. Он ж профессор.

-2

Внутри квадрата — то что они знают. Снаружи — непознанное. А стороны квадрата — это соприкосновение с этим непознанным.

У бабки это соприкосновение равно 4. У профессора — 16.

То есть он соприкасается с непознанным больше. Пропорционально больше его объёму знаний.

И старушке кажется, что она хорошо разбирается в мире, и в жизни. Ведь непознанного для нее очень мало.

Именно поэтому люди, которые мало разбираются в политике, спорте, экономике рассуждают о них с такой уверенностью. И дают просто потрясающую по своей некомпетентности аналитику.

У глупых людей недостаточно опыта, чтобы правильно оценить, насколько низка их квалификация. Они убеждены в своей гениальности, даже если это не так. А вот люди с опытом осознают, как часто ошибались в прошлом, и потому склонны занижать свои способности, даже когда правы.

И именно поэтому и возникает синдром самозванца. Вы изучаете какую-то тему, у вас появляется много новых вопросов. За каждым новым поворотом идёт следующий. И в какой-то момент вы понимаете, насколько широка эта тема, и как много вы ещё не понимаете в ней.

То есть синдром самозванца часто появляется у тех, кто разбирается в теме хорошо. Даже отлично. У тех, кто умен и талантлив. Умен настолько, что понимает — полученных знаний недостаточно.

Итак.

Вторая причина появления синдрома самозванца: когда нет объективных критериев оценки самого себя.

Расскажу на своём примере.

Короче, у меня всё хреново. Сейчас есть срочный заказ. Надо сдавать его завтра. А у меня конь ваще не валялся. Вместо этого я шпарю ролик для ютюба.
Но я просто не могу начать. Боюсь, что заказчик разгромит идею в пух и прах. Скажет, что это всё не то, всё неинтересная хрень...
-3

В творческой сфере фактически нет объективных критериев оценки выполненной работы. Даже если будут выполнены все обязательные элементы в сценарии, он может просто не зайти заказчику. Не понравится язык повествования или что-то ещё.

И всякий раз приступая к работе, я задумываюсь — а получится ли, а зайдёт ли, а понравится?

И всякий раз я терзаюсь мыслью, что не смогу сделать нормально.

Третья причина — сам мир нас учит тому, что ничего не получится

Девушка хочет строить карьеру? Ну да, конечно... Всем же известно, что через год она свалит в декрет. Да и вообще женщины разбираются в чём-то всегда хуже, чем мужчины.

Звучит глупо? Особенно в 2020 году? Тогда вот вам факт:

Добавление в тест графы для указания пола приводит к тому, что женщины справляются с заданиями хуже, чем мужчины.
-4

С мужчинами тоже такое работает. Если им показывают некий тест и говорят, что традиционно ЖЕНЩИНЫ отвечают на него лучше, то мужчины действительно с ним ХУЖЕ справляются.

Что делать?

Но что делать если у вас синдром самозванца? ТУПО ДЕЛАТЬ! Да, велик риск, что вы облажаетесь.

Но давайте попробуем визуализировать неудачу. На моём же примере.

Что будет если я всё раскосячу? Что меня ждёт?
Заказчик лично приедет и изобьёт меня? Вряд ли…
Он возьмёт в заложники мою кошку? Едва ли.
Он расскажет всем мои друзьям, что я никудышный специалист? Тоже нет.
Да, я не получу деньги, на которые рассчитывал. Это неприятно. Но не смертельно.
Если вдуматься, самое неприятное — из-за чего, наверное, и возникает синдром самозванца — это страх услышать критику. Что мою работу разнесут в пух и прах. Скажут, что она никуда не годиться.

Критика — неприятная вещь. Давайте попробуем с ней разобраться.

Разбираемся с критикой

Я долго не мог завести свой канал на Ютубе. Был уверен, что у меня не получится. Что для этого нужны какие-то прям совсем особенные знания, техника.

-5

Вот если бы у меня был профессиональный микрофон, хорошая камера. То канал бы прям сразу взлетел. И я бы не знал как отбиться от благодарных подписчиков… Ну и денег, которые бы свалились на меня.

На самом деле, я просто боялся провала. Что у меня я попробую, у меня ничего не получится и я грустный дальше буду жить своей безъютубной жизнью.

Это синдром самозванца.

Опубликовал своё первое видео на этом канале и закинул его друзьям.

Они начали меня нахваливать в духе:

шикардос))) Очень ржачно и дельно
и очень круто ты рассказываешь, такой актерский голос прям - приятно слушать
Прикольно Мне понравилось)

Но вся проблема в том, что я вижу статистику видео. И в Творческой студии Ютюба даже есть возможность, узнавать просмотры в реальном времени.

Так вот многие из тех, кто меня хвалили, видос даже не посмотрели…

И знаете, получается, критика — это не так уж и плохо.

Если вас критикуют, значит есть что критиковать это неплохо. Значит люди, по крайней мере, вас читают, слушают и смотрят.

Я отлично понимаю, насколько это тяжело — воспринимать критику.

У меня такая работа. Все, кто смог справится в школе с сочинением, считают, что они прекрасно разбираются в написании текстов, слоганов и сценариев.

Ну, серьезно, я встречаю только ведущих копирайтеров планеты. Заказчики — просто асы в копирайтинге. Они сами великолепно знают, как делать правильно, как будет лучше, какой слоган лучше, сами его придумают. И нет, это, конечно, замечательно. Я рад, что мне заплатят деньги, а там уж пусть решают сами...

-6

А то, что текст немножечко безграмотный очень сильно… То это грустно. В портфолио такое уже не положить… Но и такую неприятность я вполне смогу пережить.

Откуда берется критика

Но давайте разберемся, откуда вообще критика берется. На близком мне примере — правках в тексте.

Да, вам будет казаться, что ваш текст хорош, что все правки его обедняют, делают скупым, скучным. Или наоборот добавляют какой-то лишней информации.

Но скажу по опыту очень часто самые въедливые редакторы оказываются в то же время и самыми профессиональными. Если вы сделали работу, а в нее вносят много-много правок, прям по пунктам — 1-2-3, то, вероятно, человек действительно разбирается и хочет помочь сделать по-настоящему крутецкий продукт.

Но очень часто вы будете сталкиваться вот с такими товарищами.

1. Переделывают потому что хочется заниматься самим. А своя работа всегда кажется лучше.

Это относится и к вам. Допустим вы написали текст. Сделали иллюстрацию или что-то ещё. А потом условный редактор все это переделал, просто переписал. Вам самим будет обидно. Ведь текст такой красивый, ладненький, стройненький.

-7

Так и правки вашего текста. Тому кто правит нравится его вариант, потому что это ЕГО вариант. Он как-то ближе, понятнее.

На самом деле, это очень полезный навык для любого заказчика — уметь доверять профессионалу. То есть сразу оценивать работу, исходя из того, что её сделал профи. А не стремиться влезть туда самому.

2. Критикуют и исправляют, потому что не знают, как надо.

Например, мне доводилось работать с заказчиком, который не понимал, в чем отличие сценария видеоролика от статьи — что в видео должны быть иная подача. Иной темп речи. Что видеоролик — это видео. Там должен быть понятный визуал.

И вот заказчик взял мои наработки, переписал их в какую-то статью и… забросил проект. Потому что как это экранизировать было никому не понятно.

3. Критика — следствие синдрома вахтера. И я каюсь, у меня у самого такое было.

Когда я работал в издательском доме редактором, я очень долго возился со своей первой книжкой. Мне очень хотелось показать, что меня не зря взяли на работу, что я хорош, что я разбираюсь, а не просто тут сижу и просиживаю штаны.

И я вносил правки, очень много правок. Можно ли было бы без них обойтись? Да! Половину — выкинуть нафиг. Просто мне хотелось проявить себя, показать свою компетентность.

Вот представьте, вы пишите что-то для себя, какие-то мысли, заметки и вотэтовотвсё. И в один прекрасный день показываете кому-то своё творчество. А вам в ответ — подробный двухстраничный разнос.

Синдром самозванца у вас растёт и крепнет… Вот только человек начинает вас критиковать не для достижения какого-то конструктива, результата. А чтобы показать свою значимость. Показать, какой он умный.

Итак. Что необходимо запомнить

  1. Никто не идеален. Но идеальными считают себя лишь те, кто не идеален совсем. Дурак никогда не признает себя дураком. В этом способен признаться только умный. Так что если вы сомневаетесь в себе, значит вы умны. Поздравляю!
  2. Не верьте стереотипам. Шлите лесом, тех, кто говорят, что у вас ничего не получится, потому что вы женщина, мужчина, житель России или пятнистая кошка.
  3. Тупо делайте. С вас не упадёт корона, если что-то не получится.
  4. Помните, что если вы стараетесь сделать хорошо, то получится хорошо.
  5. Помните, что к вашему труду могут прикопаться. Тупо потому что люди вообще любят докапываться до всего подряд.