Всем добра, Уважаемые читатели.. Сегодня я хочу рассказать вам про интереснейший опыт американского этолога Джона Кэлхуна. Не сомневаюсь, что многие из вас знакомы с этим термином, но наверняка не все и потому поясню его. Итак, Этология это "Наука о поведении животных, изучающая главным образом генетически обусловленное поведение животных и эволюцию поведения. Также занимается составными частями инстинктивного поведения, которые имеются у людей." Последняя строчка представляет для нас особый интерес. Поскольку речь идёт, как видим, о людях. О нас с вами. То есть Кэлхун, ставя свои эксперименты над грызунами, изучал всё же поведение людей в определенных условиях. Сразу оговорюсь - в условиях идеальных - никто никого не мучил... И название Джон дал своему эксперименту соответствующее - Вселенная. Где цифра 25 означает порядковый номер. И всего лишь. Справедливости ради, нужно сказать, что Кэлхун сначала плотно работал с крысами. Однако, когда результаты опытов ему не понравились, американец заподозрил крыс в изначально повышенной агрессивности и переключился на более покладистых мышек.
Но давайте по порядку. Начнём с того, что эксперимент проводился достаточно давно. А именно с 1968 по 1974 годы. Пол века назад. Кэлхун возвёл большой проволочный загон, разделил его на несколько частей и поместил внутри 256 ящиков-гнёзд. Каждый ящик был рассчитан на 15 мышеи. Пища, вода и строительный материал для гнёзд подавался в неограниченном количестве. Другими словами, ученый решил все мышиные запросы на много лет вперед, включая жилищный.
Загон был рассчитан на 3840 мышеи, а пищи на 9500. И вот во всё это изобилие было помещено 4 пары мышек. Ошалевшие от свалившегося на них счастья участники эксперимента начали безудержно размножаться. Число мышек удваивалось каждые 55 дней. И продолжался этот праздник почти год (если быть точным 315 суток), после чего темпы роста популяции замедлились в три раза, совершенно без видимых причин. Так, если на своём пике население "Мышиного рая" достигало 2200 обитателей, то впоследствии численность колонии стала необратимо сокращаться. С момента когда в вольере осталось 620 особей началась самая любопытная стадия эксперимента.
В "мышином раю" сформировалась чёткая социальная иерархия. На первом этапе появилась обособленная стая молодых самцов, которых Кэлхун назвал отверженными. Все они были сильно покусаны и ободраны. Как выяснилось, причиной тому послужили идеальные условия, созданные для мышеи Кэлхуном. А именно то, что в подобных условиях взрослые самцы не спешили освобождать дорогу молодым. В естественной среде стареющие мыши не в состоянии конкурировать с молодыми в добычи пищи, а когда такая задача не стоит в принципе... То сил у "пенсионеров" (на подраться) остаётся достаточно. Как результат - изгнание и обособление молодёжи внутри популяции. Дальше ещё интереснее. Оказавшись изгнанными и невостребованными молодые самцы стали ломаться психологически. Половина из них впадала в депрессию, в то время как другая половина начинала проявлять повышенную агрессию. Причём агрессии подвергались все обитатели без разбора. Больше всего доставалось беременным самкам.
Однако и самки, в свою очередь, долго терпеть подобный беспредел не стали. Они в долгу не остались и решили взять свою защиту в свои руки (лапы, конечно) - сами ответив агрессией на агрессию. Ну, а женская агрессия по сравнению с мужской... В общем самки постоять за себя сумели. И всё бы ничего, но спустя какое-то время пушистые дамы стали время от времени поедать... своё потомство. Какая уж тут рождаемость! Но погодите, это не всё. Самое удивительное последовало немного позже. Хотите верьте, хотите нет, но на заключительной стадии эксперимента (сам учёный назвал её весьма говорящим названием - фазой смерти) возникли и начали стремительно увеличиваться ещё две группы самцов и самок, разделившихся по половому признаку. Кэлхун назвал их "красавцами". Дело в том, что грызуны из этих групп абсолютно не вступали в борьбу за самок и место под солнцем. Они вообще ничем не интересовались, просто ели, спали и всё свободное время вылизывали свою шёрстку. "Красавцев" попробовали переместить в другой вольер. Ничего не изменилось! Самцы и самки навсегда остались представителями мышиного ЛГБТ-сообщества. В конечном итоге "Вселенная - 25" бесславно закончила своё существование вместе с гибелью последнего пушистого "красавчика"...
Сам Кэлхун, "похоронив" остатки своей Вселенной пришёл к выводу, что высокий уровень благосостояния лишь на начальном этапе является благом и способствует росту популяции и её процветанию. При достижении определённого уровня плотности всё кардинально меняется. Стареющие особи (назовём их так), утвердившись на всех значимых ступенях социальной лестницы, препятствуют продвижению молодого поколения попросту не пуская их на сколь-нибудь значимые роли. Вследствие невостребованности всё большее количество молодёжи не находят себя и становятся изгоями. Острая конкуренция между молодняком и "папиками" приводит, в конечном итоге, к крушению общества и гибели цивилизации как таковой . Прежде всего, благодаря распространению идеологии гомосексуализма и чайлдфри среди разочаровавшейся молодёжи. В принципе, на этом можно было б и закончить. Остальное домыслить не сложно. Однако, это наверное, не правильно. Давайте попробуем осмыслить прочитанное. Само собой конечная цель эксперимента интересует нас применительно к людям. Мыши здесь абсолютно не причём.
Смысл в том, что улучшение условий жизни,(судя по результатам эксперимента) на определённом уровне ведёт к гибели цивилизации. Что, в принципе, не лишено здравого смысла. Особенно хорошо данная тенденция просматривается сейчас - через 50 лет после эксперимента. И особенно на примере современной Европы. В дичайшем разгуле безнравственности и духовной деградации Кэлхун в основном винит престарелых самцов. Дескать, это именно они запускают механизм гибели общества. Причём любого! Будь то грызуны, каки-то другие животные или люди... Как именно запускают? Да и тут просто всё. Высокий уровень жизни, при котором нет нужды не только на мамонта ходить, но и вообще добывать в поте лица хлеб насущный. Продвинутая медицина, отсутствие кровопролитных войн и прочие сопутствующие изобилию атрибуты, приводят к увеличению продолжительности жизни. Как результат, на всём протяжении социальной лестницы воцаряется, выражаясь армейским сленгом, непробиваемая "дедовщина". При которой старые сибаритствующие самцы, наслаждаясь жизнью, самцов молодых к празднику жизни ревностно не подпускают. Ну да, доля истины в этом есть. Однако, как и всегда присутствуют несколько НО... Насколько я помню по службе в армии, условия там весьма далеки от идеальных. Их скорее можно охарактеризовать, как экстремальные. Хотя бы в сравнении с жизнью гражданской. Тем не менее дедовщина, в самых неприглядных её формах, возникла именно там... Нестыковочка!
Второе НО заключается в том, что и во всех чисто женских коллективах наблюдается тоже самое. Один в один с мужскими. Не поверите, но и там престарелые самки яростно отстаивают своё положение в ожесточённой борьбе с молодыми. Видимо самцы-пенсионеры всё же играют в процессе разрушения социальных связей не определяющую роль... В то время как пенсионеры обоих полов, весьма существенную. Работающие разумеется. А уж что касаемо придуманных нашим правительством предпенсионеров, так и вообще! Если первые могут рассчитывать хоть на какие-то выплаты за многолетний труд на благо... Даже затрудняюсь сказать кого, то так называемые предпенсионеры (пенсионеры грабительски лишённые заслуженных выплат) вынуждены драться с молодёжью за рабочие места не на жизнь, а на смерть. Чтоб элементарно с голоду не сдохнуть... В результате дохнут от всевозможных заболеваний.
А молодёжь становится всё более аутистичной. В ответ на что, наша правящая верхушка всерьёз начала говорить о переносе вправо возрастного порога зрелости! Пока годиков до тридцати... Молодцы блин... (другое слово конечно).
Но вернёмся к эксперименту. Критиковали Джона очень жёстко. От недостатка территории до отсутствия у мышей способностей разумного мышления. Самый главный аргумент состоял в том, что мыши - не люди, а люди уж тем более не мыши и не крысы даже! Мы, дескать, намного умнее и потому нам подобное развитие событий не грозит. Что ж, может оно и так, только развивается цивилизация человеческая почему-то зеркально с мышиной 25 Вселенной. С поправкой на нашу умность, конечно. Коль скоро в концентрационные лагеря/вольеры человечество загнать оказалось проблематично, на смену им пришли... города... Лет сто назад сельское население составляло от общего числа свыше 90 процентов. А сейчас сколько? Не более 5!!! Это в масштабах планеты. В развитых странах 1-2 процента. Ну и что скажите представляют из себя эти человейники, если не те же вольеры из экспериментов Кэлхуна? Абсолютно тоже самое. Только вместо проволоки люди удерживаются в городах более изощрёнными способами. Как экономическими так и социальными. По факту, городские жители оказались полностью зависимы от существующей в мегаполисах системы жизнеобеспечения и... как результат, перестали размножаться... Ну или почти перестали...
Я не знаю, кем и какой порядковый номер присвоен разворачивающемуся на наших глазах грандиозному эксперименту над всеми нами. Да это в принципе и не важно. Напрягает то, что если проводить аналогии с Вселенной 25 - наблюдаем мы его последнюю фазу. "Смерть в квадрате", как окрестил её Джон Кэлхун. Иоанн Богослов в своём "Откровении" назвал эту стадию Апокалипсисом. Но это так... к слову...