“Юлия или Подземелье Мадзини”, Анна Радклиф, 1819 год.
Согласитесь, все мы иногда любим пощекотать нервы. Кто-то ходит на страшные квесты, смотрит фильмы ужасов или с упоением читает Стивена Кинга. А откуда могли получить новую порцию адреналина и эмоций люди 18-19 столетий? Конечно, из книг!
Привидения, вампиры, восставшие из могил мертвецы, тайны старинных замков... Многим современным читателям кажется, что все это — продукт голливудской фабрики звезд. Однако, они ошибаются. Все эти ужасающие, но вместе с тем манящие вещи пришли в кинематограф со страниц готических романов, первые из которых появились еще в конце XVIII века. Британская писательница Анна Радклиф была одним из пионеров этого увлекательного жанра. Одно из ее произведений нам и предстояло отреставрировать.
Издание в 2 томах 1819 года дошло до нас в плачевном состоянии. Обложки были оторваны, а корешки и книжные блоки потрепаны. В данном случае главной задачей стало создание нового переплета в стиле эпохи. Как правило, для таких целей мы подбираем либо старые материалы (мраморную бумагу или кожу), либо самостоятельно специально состариваем переплетный материал. Это делается в первую очередь для того, чтобы издание не потеряло своей аутентичности и дух эпохи. В нашем случае мы использовали старые материалы, которые предварительно подготовили и обработали. После такой реставрации издания точно прослужат своим владельцам не одно поколение. А если, глядя на фото “после”, не сразу понимаешь, что это новый переплет, значит, мы полностью справились с задачей!
Творчество Анны Радклиф относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции. В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных идеологий появляются реакционные течения. Выражением этого в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику.
Этому жанру свойственна идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел придти на смену феодально-крепостнической формации. Произведения воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья, благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику. В романах Радклиф имеются все эти мотивы.
Характеры ее персонажей восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Радклиф представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл. Ее стиль можно назвать романтическим за счет ярких описаний пейзажей и сцен длительных путешествий, готический элемент ему придает задействование сверхъестественного.
Творчество Анны Радклиф оказало необычайное влияние на работы многих классиков литературы и подтолкнуло целую группу писателей (и русских в том числе) к подражанию. В частности, в детстве юный Федор Достоевский был глубоко впечатлен Рэдклиф. В своих заметках он пишет:
“Я проводил долгие зимние часы перед сном, слушая (ибо я еще не мог прочитать), разинув от восторга и ужаса рот, как мои родители читали мне вслух из романов Анны Радклиф. И потом бредил безумно о них в моем сне”.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram