Найти тему
Дикий Журнал

Когда формат важнее содержания. Или как развивать конкурс подводной фотографии на примере UPY

Сегодня опубликовали результаты одного из крупнейших в мире конкурсов подводной фотографии - Underwater Photographer of the Year(UPY - подводный фотограф года). И это не только повод, чтобы полюбоваться на красоты подводного мира, но и возможность посмотреть на путь развития конкурса. Еще годом ранее я отмечал плюсы данного конкурса именно в плане подхода и к номинациям и к выбору фотографий. И сегодня, просматривая финалистов этого года можно с уверенностью сказать, что конкурс развивается сам и старается двигать вперед и подводную фотографию, в том числе и в стране организаторе (Великобритании).

Что это значит? Нет, не проталкивание своих фотографов в победители, как вы могли бы подумать (хотя на некоторых конкурсах такие прецеденты есть). Я вижу сразу несколько моментов:
1) Примерно половина конкурса отдана под фотографии, сделанные в Великобритании. То есть фактически для каждой номинации "общемировой" есть Британский аналог. И это не какой-то ущербный раздел на 2-3 фотографии. Во всех номинациях представлены по 10 фотографий, что позволяет показать подводную фотографию с разных сторон. Плюсов тут очень много и для фотографов, и для дайв-индустрии.

2) При подборе фотографий на равных сравнивают самые разные кадры. Самый яркий пример в этом году портрет человека в номинации портреты, вместе с портретами акул и черепах. Это очень нестандартный, неоднозначный, но сильный ход. И тенденция эта не первый год. Тут же мы видим, что в одной номинации и арт-фотографии и фотографии с минимальной обработкой. То есть мы говорим - важно искусство, ваше видение, умение создать нестандартный кадр.

3) Выдержанный собственный взгляд на фотографии, хорошо прослеживающийся на протяжении нескольких лет. Во многом это связано с сохранением большей части жюри. При этом видно желание показать подводный мир с разных сторон, даже в некотором роде в ущерб качеству. Как пример можно посмотреть на номинацию макро - из 10 фотографий только 2 черных воды. Зато есть и решения и с динамикой, и с цветом, и минимализм и классика и арт-обработка. И подобное можно увидеть в большинстве категорий.

4) Конкурс начинает знакомить не только с фотографиями, но и с людьми их сделавшими. Если раньше за рамки церемонии награждения фотографы не выбирались, то теперь к каждой фотографии победителю есть пусть небольшое но видео от их автора. То, что начиналось как вынужденная мера в эпоху короновируса, может стать тенденцией, чтобы фотографов начали узнавать в лицо.

А еще я бы попробовал провести сравнение с нашими конкурсами. Согласитесь, что подводный потенциал Российских водоемов как минимум не меньше, нежели чем в Британии. Можно сослаться на дороговизну подводного оборудования. Но тут нас должен удивить тот факт, что на наших конкурсах мы видим подводные фотографии относительно небольшого количества людей с ПРО-оборудованием. При том что на UPY много примеров людей снимающих у себя на родине компактными камерами в самых разных вариантах. Казалось бы доходы должны позволять Англичанам и Немцам снимать всем самым-самым... в отличие от Россиян. А по конкурсным фотографиям выходит, что не совсем так.

Все дело в том, что у нас и в природной и подводной фотографии практически нет середины. В том числе это результат нашей внутренней конкурсной политики. Что большинство не имело шансов попасть в финал даже не международного, а внутреннего конкурса. Раз за разом люди видели, что надо либо все бросить либо взять "ипотеку" на лучшую технику и дорогие поездки. А организаторы наших конкурсов предпочитали уменьшить количество фотографий в экспозиции, взять несколько повторов и дублей, но не снизить некую мистическую планку.

Конечно виноваты не только конкурсы. Финансовые вопросы конечно так же важны. Но! Почему даже фестивали, вроде Первозданной России из года в год игнорировали пресную воду, стараясь взять ее как можно меньше, замещая ее морскими фотографиями? А ведь доступность съемок в пресной воде в России есть в каждом населенном пункте, в отличие от моря. Даже если принять сомнительный тезис о том, что в зеленой воде фотографии менее интересные и разнообразные (хотя на мой взгляд это не так), возможность снимать и показывать свои водоемы могла бы растить подводных фотографов, а не браконьеров....

В результате мы получили ситуацию, когда молодых подводных (да и природных) фотографов у нас считай что и нет. Я не говорю про детскую и юношескую фотографию, где наших представителей уже и в финале не увидеть ни на одном крупном конкурсе.
А ведь если бы был проект, который из года в год давал возможность выставляться действительно широкой аудитории, пусть не самые идеальные, но разнообразные фотографии.... глядишь и желающих стало бы куда больше. Тем более что сегодня купить подержанную, но вполне годную технику для съемки можно за вполне умеренные деньги.

Но пока остается только смотреть на примеры, и сожалеть, что пока такого проекта в России нет. И не очень понятно где и на какой базе он может появиться...

Но что бы не завершать на этой не самой радужной ноте, предлагаю еще раз посмотреть фотографии с этого замечательного конкурса - Underwater Photographer of the Year.

А с вами был как всегда Андрей Нарчук и Дикий Журнал!