Найти тему
Дачная пресса

Хииси

Карельские легенды

По легенде, на вершине горы у Красного озера, носившей финское название Хииндемяки, обитал (а может, обитает и сейчас?) лесной дух, хозяин карельских лесов, Хииси (Hiisi; в русской транслитерации также Хийси).

Рисунок @alvaset_art
Рисунок @alvaset_art

Кто же такой Хииси? Добрый или злой дух?

«Хииси» - так изначально называли священный, заповедный лес, расположенный на холме. Человек не мог вмешиваться в жизнь сакрального леса. В таком лесу нельзя было рубить деревья, собирать грибы и ягоды (возможно, финская философия mökki – «все принадлежит природе, мы с грибами и ягодами наравне, и не можем их собирать – забирать их у природы» – «родом» именно из старых карельских верований). В этот лес люди приносили свои дары – подношения духам – и верили, что святой дух, обитающий в этом священном лесу, поможет им. Духу дано было такое же имя – Хииси.

Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева
Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева

Хииси – покровитель леса. Как в настоящей жизни не бывает чего-то однозначно черного (злого) или белого (доброго), как и большинство духов (да как, собственно, и все люди), Хииси сочетает в себе и добрые черты, и злые. Изначально в рунах он – именно покровитель леса, зверей и охотников. Его почитали: «уже Похъела видна, церкви Хийси блестят», уважали за мудрость: «много мудрости у Хийси» («Древние руны финского народа». SKVR). Позднее образ Хииси приобрел более негативную коннотацию (справедливости ради отметим, что эта судьба постигла многих языческих духов после принятия христианства).

Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева
Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева

Злого Хииси стали противопоставлять доброму духу леса – Тапио. Но есть мнение, что Тапио и Хииси – это одно и то же существо: Тапио называли духа леса хяме (жители другой исторической области Финляндии), а Хииси – духа лесов карелов: «…Тапио в лес зверье принес… …Хииси лесу силу дал…» (М. Агрикола. 16 в).

Нам больше нравится рассказывать о Хииси, как о добром и справедливом духе (мы верим, что если на горе у Красного озера и живет Хииси, то он точно добрый и справедливый).

Не всегда запутает Хииси непочтительного путника, зашедшего в лес в праздничный день (согласно верованиям многих народов, в праздник – сакральный день, то есть день, посвященный духам и ритуалам, – работать, ходить в лес нельзя), просто выгонит Хииси непутевого гостя из леса.

Но, действительно, неугодного и непочтительного человека Хииси мог запутать, увести далеко в заповедный лес, откуда тот уже не возвращался. Отсюда, наверное, и пошло сравнение непроходимой темной чащи Хииси (страны Хийзи, мира Хийтола) с потусторонним миром. Считалось, что этот мир отделяет от мира земного секретная занавесь, за которую не попадёт ни свет, ни дождь. Преодолеть эту границу можно только с позволения или по желанию Хииси. Вернуться из потустороннего мира? Тоже только с позволения Хииси – считалось, что спасти, вывести человека из темной чащи Хииси может только маленькая птичка, показывающая путь, перескакивая с кочки на кочку. Добрый ли это Хииси в образе птички? Или послана она добрым Хииси?

Как и во многих фольклорных сказаниях иных народов, герои карельских рун отправлялись в потусторонний мир – царство Хииси – выполнять задания, искать богатство или невесту (ведь, по родоплеменному закону, невеста должна быть из другого «мира»). Герой Калевалы Илмоллине собирался свататься «к дочери хийтольского Хийси, к внучке духа гор». Ну а результат такого похода мог быть разный, вполне как и в славянских былинах: «…направо пойдешь – женатым будешь, а кто налево пойдет, тот смерть свою сыщет…».

Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева
Хииси. Рисунок Дмитрия Дмитриева

Хииси представляли как призрака или великана, с большими косыми глазами без век: “Metsä hiisi on karsas silmä ja silmä luomia ei ollenkaan. Silmät hyvin suuret eikä partaa paljon ollenkaan.  Лесной Хийси  Косоглазый, без век. Глаза очень большие, а бороды почти нет” (Описание Хийси 1889 года. Катошлампи. SKVR).

Сады Хииси

Хииси, как покровитель леса на возвышенности, неотъемлемо ассоциировался с горами, горными добычами, рудами и железом. В одной из карельских рун Хииси (уже как отрицательный персонаж) – это злой кузнец. Его сравнивают с древнегреческим богом кузнецом – Гефестом.

Хииси посвящали огромные каменные кучи, прозванные «сады Хииси» (то же что и саамские сеймы или туры/гурии, или каирны). Сады Хииси считают «местом силы», здесь исполняются желания. Исполнение желаний – разве не показатель доброй натуры Хииси?

По преданиям, сады Хииси возникли из-за того, что великан Хииси бросал камни (или несколько великанов Хииси забрасывали друг друга камнями).

Лось Хииси (Hiijen hirvi)

Хииси часто предстает в образе лося (хотя иногда этого лося считают не самим Хииси, а его творением, созданным Хииси в лесной чаще и сопровождающим его). В 13 руне Калевалы хозяйка Похьёлы, старуха Лоухи, поручает поймать лося Хииси герою Лемминкяйнену –в обмен на руку и сердце ее дочери:

Никогда я дочь не выдам

За пустого человека,

За ничтожного героя.

Вот тогда проси ты дочку,

У меня цветочек сватай,

Коль поймаешь Хийси лося

На полянах дальних Хийси
(Калевала. Руна 13. Перевод с финского Л. Бельского)
Рисунок @alvaset_art
Рисунок @alvaset_art

Создает тут лося Хийси,

Ютас делает оленя:

Голову из пня гнилого

И рога из веток ивы;

Вместо ног – тростник прибрежный,

Из болотных трав – колени,

Из жердей – спина у лося,

Из сухой соломы – жилы,

А глаза – цветок болотный, из цветов озёрных уши,

Из коры сосновой – кожа,

Из бревна гнилого - мясо
(Калевала. Руна 13. Перевод с финского Л. Бельского)

Хийси лося создал,

животное породил:

голова – из кочки,

спина – из жерди забора,

плоть – из гнилого дерева,

ноги – из болотных сухих деревьев,

шкура – из еловой коры,

уши – из листов кувшинки,

глаза – из кувшинок.
(Записал в 1872 г. А. Генетц в Войнице от исполнителя)

По легенде, небесный охотник пытался догнать на лыжах Хииси в образе огромного лося, мчавшегося по небу. Охотнику догнать Хииси не удалось: охотник превратился в Полярную звезду, его лыжня – в млечный путь, а лось Хииси стал созвездием «Большая медведица» (это созвездие, кстати, замечательно видно на небосводе над Загородным клубом «Дачники.» ).

Лось – петроголиф (изображение, высеченное на камне), обнаруженный на карельском острове недалеко от памятника петроглифов «Бесовы следки» в Беломорском районе в 2019 году. Петроглиф датируется IV-III тысячелетием до н.э. (фото: Карельский научный центр РАН)
Лось – петроголиф (изображение, высеченное на камне), обнаруженный на карельском острове недалеко от памятника петроглифов «Бесовы следки» в Беломорском районе в 2019 году. Петроглиф датируется IV-III тысячелетием до н.э. (фото: Карельский научный центр РАН)

Не только Лось Хииси

Хииси, как покровитель охоты и животных, часто становился «частью названия» или истории создания зверей или природных явлений:

· «хииси кривые ноги» – Заяц;

· «коса из волос девушки Хииси», или «бич Хииси» – Змея;

· «Глаз Хииси»: – Ящерица;

· «Птица Хииси»: – шершень или оса. Надо отметить, что это не только оса, которая жалит, но, согласно рунам, она же приносит в помощь людям мазь от ожогов;

· «... у Хийси живут хорошие лошади, в горах – первоклассные жеребята. С Хииси возьмите лошадь, с твердой земли рысью лошадь, каштановую клячу Хииси с огненным чубом ...» (из песни о путешествиях; кстати, в одной фольклорной песне Хииси назван создателем лошади, хотя есть мнение, что это подмена, и речь изначально шла все же о лосе);

· В одной песне рассказывается о создании змеи из слюны спящего Хииси;

· В финской загадке сосна описывается как «лось Хииси со ста рогами»;

· А еще в одной финской загадке гром – это «ржание лошадей Хииси в земле Хииси».

Загородный клуб «Дачники.»

И сегодня в окрестностях Загородного клуба «Дачники.» Можно часто встретить лося. Это ли сам Хииси, или его спутник? Решать Вам!

-8

В 2021 году издательство «Белколесье» выпустило календарь «Карельские боги: список Агриколы», где Хииси изображен на первой, январской, странице. Вы можете рассмотреть календарь и его «жителей» в Администрации Загородного клуба «Дачники.».

А еще в Администрации для детей приготовлены раскраски с изображением Хииси. Расскажите детям легенды о Хииси (не злом, а добром духе леса), покажите гору Хииндемяки у Красного озера, где живет Хииси, предложите детям создать свой образ Хииси или историю о нем. И познавательный, творческий и увлекательный семейный вечер в «Дачниках.» обеспечен!

Приезжайте в Загородный клуб «Дачники.» и вы обязательно встретите доброго Хииси: если повезет – в лесу или поле в образе лося, ну и обязательно на небе, в виде Большой медведицы!

При подготовке данной статьи использовались материалы https://vk.com/runola