Джон Рид (двоюродный брат Джейн Эйр) и Джеймс Стирфорт (школьный приятель Дэвида Копперфилда) олицетворяют собой два отрицательных полюса викторианской эпохи - грубый невежа и обаятельный злодей. Если отвлечься от отношения авторов к своим героям (а Чарльз Диккенс Стирфорту явно благоволит, тогда как Шарлотта Бронте настроена к Джону Риду откровенно отрицательно), то окажется, что у этих мальчишек много общего.
Они оба выросли без отца и их воспитывают властные матери, считающие, что их сыновья наделены недюжинными моральными и интеллектуальными достоинствами (у миссис Стирфорт, пожалуй, чуть больше оснований так считать), и они прочат своим сыновьям блестящее будущее. Оба мальчика, получив кое-какое домашнее образование, отправляются расширять свои интеллектуальные и социальные горизонты в школу-пансион.
Причем, если миссис Стирфорт специально выбирает для Джеймса школу попроще, дабы он мог развивать свои навыки "властвовать и повелевать", то Сара Рид (мы полагаем) наоборот выбрала для своего сына максимально дорогую и престижную школу из тех, что были ей по карману, рассчитывая, что сын ее блеснет в дружеском кругу и заведет себе связи, которые помогут ему продвинуться в жизни.
Обе женщины прогадали.
Джеймс Стирфорт действительно стал маленьким царьком Салем-Хауса, но, выбирая школу, миссис Стирфорт выбрала для своего сына не только одноклассников, но и учителей, которые, зачастую, в средних школах весьма средние.
Так и вышло, что за все годы своего обучения Джеймс не встретил ни одного человека, которого ему бы случилось уважать, чьими достоинствами, физическими или интеллектуальными, он бы мог восхищаться, к чьему авторитету он мог бы, если не подчиняться, то хотя бы прислушиваться. Словом, он не встретил ни человека, ни науки, ни дела, которые смогли бы его увлечь. Разве что развлечь, да и то не на долго.
Джон Рид, от природы грубоватый, не склонный и не приученный ни к физическому, ни к умственному труду, попадает напротив в коллектив мальчишек куда более хорошо развитых физически и морально, чем он сам. Скорее всего в его школе было полно мальчишек, которых отцы уже брали на охоту или бега, учили ездить верхом и ходить под парусом, а старшие братья снабжали сигарами и рассказами о коледжских похождениях.
В таком коллективе Джон Рид смотрелся не блестящей звездой, как рассчитывала его мать, а сельским увальнем, который ни мяча не может толком забить, ни стихов прочитать. Сортиры его головой, конечно, не мыли, но дразнить, скорее всего, дразнили. Отсюда, кстати, и его жестокость к Джейн и прочим беззащитным созданиям. Отыграться на одноклассниках он не мог, а вот на слабых домочадцах - вполне.
И все же, из этих двоих Джон Рид скатывается в свою бездну один. Он безоглядно идет по пути самоуничтожения, никого, кроме безоглядно любящей его матери, туда не увлекая.
Несмотря на то, что жизни этого персонажа в романе Шарлотты Бронте уделено лишь несколько строк, его жизненный путь легко представить. После того, как Джейн уехала в Ловуд и сбрасывать накопившуюся агрессию Джону стало не на кого. И он пошел по следующему из наиболее легких путей, по которому идут посредственности, ищущие всеобщего одобрения - он решил свою популярность покупать. Дарил мальчишкам побогаче подарки, задабривал их сначала сладостями, которые присылала мать, потом деньгами.
Вот только настоящих друзей не купишь и к нему липли только охотники легкой добычи. Денег со временем стало не хватать и он пристрастился к игре, что только ухудшило ситуацию. Дело закончилось предсказуемо.
Стирфорт - дело иное. Мать убедила его, что он рожден для величия, но не рассказала, что к нему идут крошечными упорными шагами, полными ежедневного труда. Все давалось ему легко (как и любому, кто схватывает все с поверхности, не утруждаясь подлинным изучением).
Не найдя в этой жизни дела, которое бы его увлекало, он распыляет свои таланты в погоне за сиюминутными развлечениями, за тем, что способно привнести яркие пятна радости в суровые и однообразные будни. Эта погоня за эмоциями и стала основой жизни Стирфорта, которая его и сгубила. Но не его одного.
Будучи по натуре куда более обаятельным, более деятельным и даже более добрым, чем Джон Рид, Джеймс Стирфорт тянет в бездну своего нарциссизма многих из тех, кто его окружает и любит (Эмили и ее близкие, мисс Дартл).
В иных обстоятельствах (при любящем, но строгом отце или жизнерадостных, но деятельных дядьях) Джон Рид все равно не стал бы ни ученым, ни министром, но сносным землевладельцем, этаким Портосом, с грубоватыми нравами и пристрастиями - вполне.
А вот натурам, подобным Стирфорту, сложно найти себе место в этом мире. Слишком жадные до жизни, слишком требовательные к возможной цели, слишком жаждущие легкого успеха, они редко находят себе дело по душе и людей способных надолго удержать их привязанность.
Мы проиллюстрировали этот пост работами Поля-Чарльза Шокарне-Моро. Несмотря на то, что художник француз (а герои текста - британцы), да и жил попозже Чарльза Диккенса и Шарлотты Бронте, нам показалось, что именно эти картины будут прекрасным дополнением к тексту статьи.
Не всем мальчишкам на картинах Шокарне повезло родиться в обеспеченных семьях и учиться в частных школах, но, глядя на их дерзкие, веселые и озорные лица веришь, что финансовое благополучие далеко не всегда является основой счастливого детства и удачного воспитания.