Хотя нам нравится думать, что мы уже невосприимчивы к рекламе, оказывается, что не всегда. Специалисты продолжают придумывать новые способы убедить нас купить. Под обстрелом более тысячи рекламных сообщений в день мы поддаемся, часто даже не осознавая этого. Существуют ли методы предотвращения этого?
В наше время очень важно быть осознанным потребителем. Нельзя отрицать, что реклама — это сила; если мы поддаемся ей, зная, что это происходит, мы можем чувствовать себя хорошо. Нет ничего плохого в том, чтобы покупать в Черную пятницу или даже в Черные выходные со скидками, но стоит знать механизмы, которые ими управляют.
Поскольку каждый день на нас воздействуют даже 1000 рекламных сообщений, не перегружены ли мы?
Конечно. Мы научились игнорировать большую часть рекламы в нашем окружении. Рекламные баннеры на веб-сайтах — это слепые зоны, которые мы пропускаем. Мы переключаем канал на телевидении, когда транслируются рекламные ролики, а рекламный щит на обочине прорывается в наше сознание, только если он соответствует нашей потребности, например, когда мы делаем ремонт в квартире нам легче заметить акции, а когда мы проголодались, рекламу фаст-фуда. Поэтому рекламодатели отчаянно пытаются привлечь наше внимание, часто прибегая к недобросовестным и запрещенным приемам.
Что означает «недобросовестная рекламная практика»?
Одно время была очень популярна подсознательная реклама, то есть скрытая в невинном образе, например, отображаемая слишком кратко, чтобы ее можно было сознательно зарегистрировать. Все началось с эксперимента, описанного в отраслевом журнале неким Джеймсом Викари, владельцем неудачного рекламного агентства.
Оно якобы добавляло к фильмам, демонстрируемым в кинотеатрах, дополнительный кадр со словами: «Голоден? Ешьте попкорн или "Жажду?" Пейте кока-колу», что приведет к увеличению продаж. Джеймс Викари, вероятно, вообще не проводил этих экспериментов, он думал только об их результатах, но подсознательный посыл стал Святым Граалем рекламы.
Его использовал, например, Джордж Буш во время президентской кампании, представляя ролики со своим оппонентом Элом Гором и отображая на доли секунды слова «КРЫСЫ». С другой стороны, когда Евросоюз запретил рекламу сигарет во время гонок Формулы-1, Marlboro стали наносить на автомобили штрих-код, который на большой скорости, когда машины мелькали перед глазами, расплывался и начинал напоминать Логотип Мальборо.
Действительно ли работает подсознательная реклама?
И да и нет. Подсознательная реклама не способна заставить нас делать то, что нам не хотелось бы, и даже когда она отвечает нашим потребностям, она малоэффективна.
Ваш мозг не любит рекламу!
Скрытая реклама очень эффективна, хотя и ограничена многими юридическими запретами. Это огромный рынок. 70 процентов мнения в интернете, а в некоторых отраслях целых 90%, пишутся по запросу. В основном это касается положительных мнений, которые чаще всего фальсифицируются.
Если мы довольны покупкой, то обычно не хотим ее описывать, поэтому можем предположить, что длинное описание преимуществ и функционала было сделано на заказ. Отрицательные мнения чуть более однозначны, хотя иногда они выдаются недобросовестной конкуренцией.
Исследования показывают, (практически все, у кого есть интернет) доверяют мнению авторитетов, например блогеров, и следуют им в своих покупках. К сожалению, это вид рекламы, который высоко ценится компаниями, и блогер, который теоретически должен упомянуть в статье, что его спонсируют, не делает этого, потому что ему не грозит большая опасность.
Наконец, продакт-плейсмент очень эффективен и используется все чаще. Великие постановки, вроде приключений Джеймса Бонда, в значительной степени финансируются таким образом, тогда как на Западе продакт-плейсмент делается тонко, едва заметно, например, во время разговора с Джеймсом Бондом Манипенни открывает холодильник, в дверях на которых можно увидеть конкретные, узнаваемые марки майонеза, кетчупа, молока и т. д. Сценарист часто рвет на себе волосы, когда ему приходится менять весь сценарий эпизода сериала, чтобы запихнуть туда очередной разворот или печенье.
Программы, включающие продакт-плейсмент, должны быть помечены, но 86 процентов. Зрители не обращают на это внимание. Даже если мы осознаем, что данный фрагмент является формой рекламы, мы часто соблазняемся. Потому что сочувствие к героям, восхищение актерами вызывает у нас желание пахнуть ими. Есть то, что они делают, и, наконец, мы просто ассоциируем продукты хорошо.
На какие еще техники мы попадаемся?
Черная пятница В качестве приманки подбрасываются настоящие товары со скидкой, но в небольшом количестве. Большинство покупателей придут в магазин, чтобы купить их, и им придется довольствоваться своим вкусом. Для магазина же это чистая прибыль — исследования показывают, что покупатель, не нашедший нужный товар, уйдет из магазина с двумя другими покупками в корзине.
Большая часть скидок — манипуляция — реальные цены во время Черной пятницы падают в среднем менее чем на 4%. Каждый год перед Черной пятницей я составляю список покупок, но пока ничего не могу купить, потому что выбранные мной продукты даже дорожают. И все же 40 процентов планируют больше ходить по магазинам в эти выходные.
Что делать, чтобы не быть обманутым при покупке?
Прежде всего, составьте список продуктов, которые вы хотите купить намного раньше. Многие из них подорожают за неделю до Черной пятницы, чтобы создать впечатление, что мы экономим. Когда мы видим возможности, останавливаемся и думаем, действительно ли это будет нам полезно или это будет очередной ненужный предмет.
Платите наличными, потому что тогда мы лучше осознаем, сколько тратим. Установите лимит расходов. И, наконец, поешьте досыта перед покупками. Когда мы голодны, мы покупаем гораздо больше, и не только продуктов питания.
Спасибо! Подписывайтесь на канал. И ставьте лайк. Будьте здоровы!