Найти в Дзене
Юрий Васьков

МЕНЯ ЗОВУТ - КАМЫШЛОВКА!

Эмблема экспедиции
Эмблема экспедиции

Давайте представим, а точнее поставим себя на место реки, поведём повествование от её лица. Думаю, она рассказала бы следующее.

Как я образовалась? За счёт атмосферных осадков. Стекая по земной поверхности в виде временных склоновых потоков, они создают эрозионные борозды. При слиянии этих потоков образуются ручьи, при слиянии ручьев – я, и такие, как Я. Увеличивает мою водность и приток подземных вод, выходящих на земную поверхность в виде источников, а также поступление вод из болот. Я единственная река, протекающая через Камышлов,

А сколько у меня было имён! Отчего так? Давайте разберёмся. И начнём с письменного первоисточника. В первой челобитной Семена Будакова Верхотурскому воеводе и стольнику Ивану Колтовскому читаем: «Место крепко промеж реками Пышмою да Камышенкои речкои и иным де слободам то место обереж…». (РГАДА. Ф.1111, оп.2, стб.140, л.1). Ответ воеводы: «… есть де место от пышминского острогу вверх по Пышме реке за полднища и то место крепко промеж реками Пышмою и Мышенкои…». (РГАДА. Ф.1111, оп.2, стб.140, л.3). «Мышенку» оставим на совести писаря (или воеводы). Может после праздника был, а может глуховат.

Вот засекреченная карта Генерального штаба Красной Армии от 1944 года. За деревнями Насоновой и Бутырки на карте я обозначена как река Туровка. Видимо военных больше (на глазок) впечатлили крутые берега моего единственного притока. Однако мой исток находится выше истока Туровки. Это видно по горизонталям карты, отражающими превышение одной точки от другой. В картах городского отдела архитектуры за 1967 год и полученной от предприятия «Уралаэрогеодезия» в 1987 году мне ненадолго вернули моё имя. В карте «Камышлов. Карта города и его окрестности» за 2009 год меня уже кличут Закамышловкой. По всей видимости, так меня называли ещё в начале двадцатого века, когда в Камышловском уезде была Закамышловская волость с селом Закамышловским, деревнями Бараба и Насонова. Ещё я была Камышинкой.

Как бы там не было, моим именем назван город, и меня зовут Камышловка! В целом рельеф моего бассейна однообразен. Местность преимущественно слабохолмистая. Направление моего течения, в основном, на юг. С запада мой бассейн граничит с Мостовкой, а на востоке с Аксарихой, все они левые притоки реки Пышмы.

Главной рекой, собирающей воды в Камышловском районе, является река Пышма, а я – левый приток, её младшая сестра, являюсь неотъемлемой частью её речной системы. Протекаю исключительно по территории Камышловского района. В моей речной системе более 20 больших и маленьких оврагов, большинство из которых имеют ручьи – мои притоки. Часть из них в летний период почти пересыхают. Вся моя речная система относится к бассейну реки Обь, и гидрологическая цепочка выглядит так: Я, Камышловка - Пышма - Тура - Тобол - Иртыш - Обь - Карское море.

В 2006 году у моего истока гренадовцы закрепили памятную табличку. Каждые пять лет она менялась
В 2006 году у моего истока гренадовцы закрепили памятную табличку. Каждые пять лет она менялась

Протекаю я через село Галкинское, деревню Бутырки, микрорайоны Камышлова Насонова и Бараба. Место, где я впадаю в Пышму – устье, находится в 400 метрах, на юг, от Свято-Покровского собора. Урез воды в устье – 82 м. Участки территории, по которым я протекаю, различаются по ландшафту, делятся на верхнее, среднее и нижнее течения реки.

Верхнее течение – это участок от истока до дамбы Галкинского водохранилища. Да, с 80-х годов прошлого столетия граница верхнего течения искусственно ограничилась Галкинским водохранилищем. Его длина 2, 5 км, ширина – 450 м, глубина - до 11 м. Длина земляной дамбы – 360 м, ширина – 8 м.

Среднее мое течение составляет 6 км. Это участок от дамбы Галкинского водохранилища до Насонова. У села Галкинского и Бутырок склоны распаханы под огороды. Между Солодилово и Бутырками, по правому склону, обнаружен выход подземной воды на поверхность – это скважина, мой кормилец, а точнее - поилец. Урез воды здесь – 97,5 м.

После Галкинского водохранилища, перед устьем р. Туровки, с левой стороны ко мне «подходит» самый большой и обрывистый Закрутой Лог. Высота его склонов достигает 12 м. Ещё один значительный лог есть перед автомобильным мостом – Белый Лог.

В нижнем течении моя длина 3 км. Это участок от Белых горок в Насонова до устья. На этом участке я аккумулирую продукты размыва, приносимые из средней части бассейна.

Раз в пять лет мы производим на водохранилище гидрометрические измерения
Раз в пять лет мы производим на водохранилище гидрометрические измерения

Мои плотины

Как всякая мало-мальская река я имела и имею плотины. Пусть даже временные. Вот что о них рассказывал в 2003 году Сергей Григорьевич Матвеев: «При въезде в деревню Бутырки со стороны города, в 60-е годы прошлого столетия, была построена небольшая, но капитальная плотина. Простояла она 10 – 15 лет, а потом её размыло. Галкинская плотина была построена в 80-е годы прошлого столетия. Строили её для орошения полей, мелиорации. Когда в стране началась горбачевская перестройка, то ничего стало орошать и мелиорировать».

Как только на мне вставал лёд, камышловские детишки надевали коньки, и вперед, до Бутырок, а то и дальше, насколько возможно. Бывало, и в хоккей играли.

«Раньше, выше Галкинского водохранилища (когда его ещё не было), - продолжает Сергей Григорьевич, - была ещё одна плотина. Когда Галкинскую построили – она ушла под воду. И теперь её историю знают не многие».

Если вы пойдете вверх по моему основному ручью, то опять же выйдите к плотине. В стороне вы увидите фермы подсобного хозяйства. Если вы хоть однажды проезжали в сторону Ирбита дальше села Галкинского, то, наверное, обратили внимание - вы промчались по тракту надо мной на 11-ом километре от Камышлова. В километре от тракта, выше по ручью, находилось крестьянское хозяйство «Березняки». Здесь тоже была плотина. Бывали у меня и сезонные плотинки. Вот соберутся ребятишки, нарежут дерна 2-3 ряда, вот уже воды по колено. Еще 2-3 ряда – и уже по грудь.

Да, раньше была я шустрее. Но, ничего, Я ещё вам доставлю радость. До встречи!