Найти тему

«Память, говори!» И лечи

Автор

На курсе М. Карайчевой и Е. Ляминой «Память, говори» в Школе писательского мастерства я познакомилась с интересным литературным жанром, где используются воспоминания, линии жизни, самопонимание. Помимо обретения навыков письма, по сути, еще и проработала свои проблемы психобиографическим методом. О нем я читала давно у Н.А. Логиновой [3], где в основе — самораскрытие, исследование жизненного пути, индивидуального развития личности. Среди инструментов метода — личное дело, автобиография, биографическое интервью, методики «Круг общения», «События», «Впечатления», «Ценности», «Периоды счастья», «Первые воспоминания». Некоторые я использовала в книге-анкете «Хочу тебя знать». Биографический подход позволяет увидеть, понять историю психического развития личности.

Сегодня все большую популярность завоевывают мемуары и автофикшн, где события из личного опыта переносятся в текст. Из прочитанных мною за последние пару лет много литературы с воспоминаниями о своей жизни: А. Генис, Ф. Искандер, Ю. Нагибин, О. Памук, Д. Рубина, В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая, А. Чудаков, и дневниковые произведения: Ю. Нагибин, Ариадна Эфрон, Георгий Эфрон, Е. Шварц.

Для составления психологического портрета, диагностических и психокоррекционных целей можно эффективно использовать дневники. Чем они отличаются от автофикшн? Как писал о дневниках Ю. Нагибин: «ведя свои записи, я не думал о читателе, как, скажем, К.С., который явно готовил дневник на вынос». Возможно, именно тут грань между дневниками и автофикшн — «Мы лжем себе, чтобы наша ложь казалась правдоподобнее другим. Но наше бессознательное хранит знание об истинном размере наших талантов, не давая нам зайти слишком далеко и потерять связь с реальностью» [4].

Дневник — как двойная бухгалтерия впечатлений: «…люди подвержены ошибке эгоистичности, подобно весам в мясной лавке, настроенным обвешивать в пользу мясника. Но довольно сложно доказать, что люди склонны к самообману, психологическому эквиваленту двойной бухгалтерии теневого бизнеса, где есть бухгалтерские книги для общего доступа и тайные, в которых записана соответствующая действительности информация, необходимая для ведения дел» [4] — в глубине души мы всегда знаем правду о себе.

Другой вариант психобиографического метода — автобиография, изложение событий своей жизни определенным образом [2]. Это не просто изложение последовательно в хронологическом порядке, как записи в трудовой книжке. Автобиография отличается от нее примерно так, как отличается портрет, написанный художником, от фотографии. И в этом смысле автобиография — тоже творчество.

Для того чтобы произошли жизненные изменения, в автобиографии требуется объединить отдельные элементы прошлого в единую систему вашего опыта. Лишь тогда есть возможность трансформировать свои паттерны поведения. И самое эффективное — сформулировать извлеченный из происходящего опыт, который непременно что-то дает: либо радость, либо урок. И найти в своей жизни — где конкретно помог данный опыт, что он позволил сделать нового. Литературное написание автобиографии запускает действенные механизмы: катарсис с психологическим очищением, упразднение цели.

В практике психобиографического метода написание автобиографии используется мною при работе с клиентом в приватной онлайн-переписки в свободном режиме. Некоторые выбирают именно такой формат работы из-за невозможности прийти очно, желания абсолютной анонимности, предпочтения письменного общения визуальному или аудио разговору.

С помощью автобиографии можно ощутить и понять, как наше прошлое повлияло на настоящее, как это влияние продолжается до сих пор, как освободиться от него, от установок и стереотипов, которые не соответствуют сегодняшним интересам [2]. Формально писать автобиографию бессмысленно. В качестве примера простого перечисления жизненных вех отрывок из стихотворения:

«Первый зуб, первый шаг,
Первый друг, первый враг,
Первый взлет на мгновенье,
Первый крах и — паденье» (автора не помню).

При пересказе происходит вербальное замещение: давнее напряжение хотя бы отчасти разряжается — известный эффект купе, исповедь.

Как-то на Саммите психологов в Санкт-Петербурге я участвовала в тренинге у Г.М. Бревде, там было такое упражнение: рассказать одну свою историю сначала одному участнику группы, потом другому, потом третьему. В результате рассказчики обнаруживали, что третий вариант существенно отличался от первого, потому что часть напряжения спадала, и по ходу повествований возникало иное понимание своей истории, в нее проникали новые выводы, взгляды, решения, происходящие прямо тут, «с колес».

Перекликаются с психобиографическим методом письменные практики Дарьи Кутузовой, ее книги удобны: выбираешь себе задание и пишешь в своем темпе, когда у тебя есть желание, время и возможность, и с насущным работаешь, опираясь на свой жизненный опыт.

Можно совмещать письменные практики с графотерапией, применяемой Ларисой Дрыгваль, где через изменение своего почерка прорабатывается характер, корректируются жизненные позиции, можно избавиться от демонов, сидящих в глубине души, обретая контроль над собственным телом, своими руками, характером, способностями и талантами.

Чего будет больше в работе психобиографическим методом, как сложатся пропорции: сколько будет описания на свободную или заданную тему и в каком формате — файлом или написанным ручкой на бумаге, — решать в диалоге со специалистом, под индивидуальную задачу и с учетом особенностей клиента.

Цель психологической практической помощи людям на основе биографического метода состоит в формировании культуры жизни. А это не просто, ведь «... жизнь — целое искусство … Жить значит сделать художественное произведение из самого себя», — писал Ф.М. Достоевский [1, с. 13].

На мой взгляд, психобиографический метод в наши дни, когда многое — покупки, обучение, работу, психотерапию — мы иногда совершаем удаленно, актуален. Он используется все активнее: переписки и ведение страниц в соцсетях и блогах тоже по сути — публичный дневник. А заодно помогает структурировать мысли, разгрести хаос в своей голове, разобраться в теме, аргументировать свою точку зрения.

Литература:

  1. Достоевский Ф.М. Полное собрание соч. в 30-ти т. Т. 18.
  2. Зоткин Н.В. Автобиография как психокоррекционный метод. https://www.youtube.com/watch?v=3z9leA9za1k&t=878s
  3. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
  4. Пинкер С. Лучшее в нас. Почему насилия в мире становится меньше. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

Нагорнова Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук. Практикующий семейный психолог. Член Российского психологического общества, Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Европейской федерации ассоциаций психологов.
Самара

-2

Материалы по теме

Чувство искусства

04.01.2022

Кино: психологический, педагогический, психотерапевтический аспект

03.01.2022

Мозаика парадоксов психологической работы в онлайн-формате

05.01.2022

Актуализация творческого потенциала ребенка как норма развития

15.12.2021

Sand-art: удивительный мир песочных историй

02.12.2021

Прообразы психологов в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

11.11.2021

Кинотерапия как средство развития саногенного мышления

28.10.2021

Техника рисования на воде эбру в психологической работе

24.10.2021

Смысл в конце тоннеля. Виктор Каган делится мыслями и стихами

02.09.2021

Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей

11.08.2021

Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации

27.07.2021

Мульттерапия как инструмент работы с инвалидами и детьми с ОВЗ

12.07.2021