Найти тему
Александр Снитовский

"Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда".

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

Лучший мультфильм всех времен (и это не преувеличение, а документально подтвержденный факт) был снят Юрией Норштейном на «Союзмультфильме» в далеком 1975. Годом раньше, когда Норштейн еще только работал над мультфильмом «Цапля и журавль», ему позвонил писатель Сергей Козлов. Он сказал, что хотел бы предложить режиссеру свои сказки.

Сергей Козлов, писатель
Сергей Козлов, писатель

Из нескольких десятков произведений, принесенных Козловым, Норштейн выбрал «Ежика в тумане» - сказочную повесть, герои которой, как ему тогда показалось, разговаривали на языке «авангардистского абсурда», напоминающем чем-то диалоги детей в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»: «Как хорошо, что ты нашелся, - сказал Медвежонок. - Я пришел. - Ты представляешь, если бы тебя совсем не было? - Вот я и пришел. - Где же ты был? - А меня не было».

Юрий Норштейн, режиссер
Юрий Норштейн, режиссер

По словам Юрия Норштейна, при первом прочтении «Ежика…» у него возникли ассоциации, не имевшие никакого отношения к тексту: например, движущееся в тумане стадо мычащих коров, спины которых напоминали колышущуюся реку. Этот образ не вошел в мультфильм, однако он стал своеобразным звоночком будущей стилистики картины: «Я просто почувствовал сказку пространственно... Как будто где-то далеко, за тонкой амальгамой экрана есть такая сфера, откуда звук приходит сюда и превращается в изображение».

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

Главного героя, как и весь фильм в целом, нарисовала жена Норштейна, художник-мультипликатор Франческа Ярбусова. Дольше всего художница работала над образом Ежика. Уже были нарисованы другие персонажи, придуманы декорации, начинались съемки... а главный герой все не получался. По воспоминаниям Норштейна, на картинках появлялись не Ежики, а ежи.

Франческа Ярбусова, художник
Франческа Ярбусова, художник

Понимание того, каким должен быть ключевой колючий персонаж, возникло во время вечерней прогулки супругов, когда они увидели на улице женщину с живым ручным ежиком. По возвращении домой, Ярбусова нарисовала героя одной линией, и он сразу обрел «внутреннюю ясность». А для того чтобы добиться «детской выразительности» этого образа, Норштейн привязал правую руку Франчески, и Ежика она нарисовала левой.

Рисунок Ежика
Рисунок Ежика

Однако это далеко не единственная версия того, как был придуман образ ключевого персонажа мультфильма. Некоторые исследователи замечают в нарисованном Ежике внешние черты драматурга Людмилы Петрушевской, написавшей вместе с Норштейном сценарий мультфильма «Сказка сказок».

Людмила Петрушевская, драматург
Людмила Петрушевская, драматург

Сама Петрушевская в книге «Истории из моей собственной жизни» вспоминает, что в середине 70-х Норштейн в телефонном разговоре весьма церемонно поинтересовался, не будет ли Людмила Стефановна против использования ее профиля в образе главного героя. Петрушевская на это ответила: «Так, раз уж вы брали без спросу мой нос для цапли, то берите и для Ежика».

Кадр из м/ф "Цапля и журавль"
Кадр из м/ф "Цапля и журавль"

Тем не менее, спустя десятилетия Норштейн утверждал, что никаких специальных отсылок к внешности Петрушевской ни у него, ни у Ярбусовой не было, хотя в процессе поисков это могло проявиться «на бессознательном уровне».

Юрий Норштейн и Людмила Петрушевская
Юрий Норштейн и Людмила Петрушевская

Но и это еще не все. Возможно, в создании образа туманного героя не обошлось без иконописца Андрея Рублева. Не зря же мультипликатор Николай Серебряков назвал получившегося Ежика «Божьим человеком», связывая это с тем, что во время съемок мультфильма Норштейн и Ярбусова часто смотрели на икону «Спас Вседержитель».

Икона «Спас Вседержитель», Андрей Рублев
Икона «Спас Вседержитель», Андрей Рублев

Впрочем, и сам Норштейн рассказывал впоследствии, что силуэт рублевского «Спаса» в нем «просто живет». ««Сам этот абрис невероятный, такой силы, такой динамики...И даже когда мы делали «Ежика в тумане», я художнику Франческе Ярбусовой говорил про рублевский «Спас»», - признавался Норштейн.

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова
Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова

Оценивая творчество Франчески Ярбусовой, искусствовед Сергей Асенин обратил внимание на способность художника наделять мультипликационных зверей человеческими качествами - эта особая «тональность антропоморфизма» позволяет по глазам, движениям, манерам животных угадывать их характеры. Художник-мультипликатор Лана Азарх также отметила, что именно Ярбусова «создала зримый мир Юриных картин».

Рисунок Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой
Рисунок Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой

Съемки «Ежика» требовали от режиссера нетривиальных решений: привычная анимация попросту не сработала и не раскрыла бы в полной мере исходный замысел. Поэтому Юрий Норштейн и оператор Александр Жуковский, которые до прихода в мультипликацию работал на студии учебных и научных фильмов, придумали целый ряд оригинальных технических решений.

Юрий Норштейн за работой
Юрий Норштейн за работой

Так, например, туман в мультфильме создавался с помощью листа тонкой кальки. Когда кальку поднимали, Ежик как будто растворялся в тумане. А для пущего эффекта Александр Жуковский применял ярусные декорации. Сама по себе эта технология не была чем-то суперновым: подобный прием использовался и ранее, в китайском марионеточном театре теней. Восемь ярусов, созданных для мультфильма, формировали разную среду - от густого тумана до легкой, едва заметной дымки.

Устройство станка для ярусной съёмки (авторская схема Норштейна). Раскадровка «Панорама по дереву». Полученный результат
Устройство станка для ярусной съёмки (авторская схема Норштейна). Раскадровка «Панорама по дереву». Полученный результат

Подобный метод придавал плоскостной анимации иллюзию объема, а возникающее пространство усиливало эмоциональный эффект. Съемки велись свободно двигающейся камерой, что позволяло кадру обретать некую «летучесть».

Юрий Норштейн и Александр Жуковский в студии
Юрий Норштейн и Александр Жуковский в студии

Не обошлось и без конфузов. Дело в том, что студия не могла предоставить Норштейну специально оборудованный для работы павильон, поэтому съемочная группа была вынуждена разместиться в обычном помещении и самостоятельно создавать там необходимые условия. На съемочном станке оператор вместе с художником в течение нескольких недель собирали специальное напыление, необходимое для создания особенного густого «тумана».

Александр Жуковский, оператор
Александр Жуковский, оператор

Однажды в их отсутствие в помещение пришла уборщица, которая, не зная, что пыль в данном случае является важной составляющей мультфильма, провела тщательную уборку и стерла все намеки на пыль. Работу по созданию «тумана» пришлось начинать заново...

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

Кстати, за «Ежика...» все трое, и Жуковский, и Ярбусова, и Норштейн в 1979 году были удостоены Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

Юрий Норштейн, режиссер
Юрий Норштейн, режиссер

Говоря об этом мультфильме, нельзя не вспомнить о музыке Михаила Мееровича, которую композитор создавал на протяжении двух месяцев. Работа над музыкальным оформлением велась «на покадровом уровне», когда из мгновенной смены картинок складывались необходимые акустические фразы. Меерович хоть и видел предварительно созданную раскадровку будущей картины, но писал не столько по ней, сколько по движениям героя на том или ином этапе.

Михаил Меерович, композитор и Юрий Норштейн, режиссер
Михаил Меерович, композитор и Юрий Норштейн, режиссер

«Конструкция состоит из разных тем, в которые погружается ёжик, - грозной, светлой, лирической, трагической… Я обозначал фрагменты, интонацию, а композитор писал», - вспоминал Норштейн.

Мария Виноградова, голос Ежика
Мария Виноградова, голос Ежика

А еще был голос... и речь даже не о голосе Марии Виноградовой, которым говорил Ежик, и не о голосе Вячеслава Невинного, которым говорил Медвежонок.

Вячеслав Невинный, голос Медвежонка
Вячеслав Невинный, голос Медвежонка

Речь о голосе за кадром. В роли рассказчика, которого зритель воспринимал исключительно как некий таинственный образ, выступил Алексей Баталов – режиссеру понравился тембр его голоса и вкрадчивые интонации «сказочника».

Алексей Баталов, Рассказчик
Алексей Баталов, Рассказчик

Финал мультфильма, кстати, получился совсем не таким, каким видел его Норштейн. В самом конце Ежик, добравшись до Медвежонка, слушает друга и думает о Лошади, образ которой периодически возникал перед ним во время странствий: «Как она там? Туман…» По замыслу Норштейна, своеобразным ответом на размышления и воспоминания героя в заключительной «сумрачной» сцене должно было прозвучать уханье Филина в колодец.

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

Тогда бы финал, по его мнению, получился бы «выше, значительно выше». Однако в процессе монтажа выяснилось, что метраж и экранное время, выделенное под мультфильм, несколько превышены, поэтому концовку пришлось удалить.

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

«Ежик...» собрал всевозможные призы на всевозможных фестивалях, а в мае 2003-го года на Международном анимационном фестивале «Лапута» в Японии по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен. Так что, когда в очередной раз вам захочется погордиться чем-то «нашим, отечественным», не забудьте, что есть такой «Ежик в тумане».

Кадр из м/ф "Ежик в тумане"
Кадр из м/ф "Ежик в тумане"

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii