Любите ли вы модерн так, как люблю его я?)
Нет, конечно, классицизм – это классика (прошу прощения за тавтологию), но для меня слишком формально, барокко –прекрасно, но слишком вычурно, а вот модерн – это настоящее мое. Сколько тут фантазии и необычности, это что-то новое и при этом уже почти старина.
Всегда во всех городах ищу модерн, и, к счастью, кое-где он все-таки сохранился.
Сегодня расскажу про дом Медынцева в Померанцеве переулке Москвы. Про сам переулок и тайну его названия я писала чуть раньше.
Дом был построен в 1907 г. по заказу Николая Николаевича Медынцева - успешного торговца из знатного купеческого рода городка Медынь. Мы, кстати, в прошлом году проезжали этот небольшой город в 60 км от Калуги, и он показался мне хоть и не слишком благоустроенным, но каким-то светлым)
Медынцев был коллекционером и собирателем фарфоровых изделий, картин, старинной мебели, и дом строил как раз для своих коллекций.
Автор особняка - известный московский архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский. Он как раз и работал в модерне, и в Москве сохранились его творения, но дом Медынцева из них самый-самый.
Пишут, что он похож на доходный дом архитектора Шарля Клейна в Париже, где у Медынцева была квартира, но мне кажется, что «наш» все-таки оригинальнее и красивее.
Пишут и про шотландские мотивы, поминая чертополох, которого тут очень много.
А вот ирисов, так характерных для модерна, почти нет.
Зато есть традиционная для модерна плитка «кабанчик». Дома этого стиля кроме всего прочего оригинального, можно узнать и по этой плитке. Почему «кабанчик»? Из-за особенностей её производства. Заготовка такой плитки с двух сторон была покрыта глазурью — так её было легче транспортировать. На торцевых сторонах заготовки имелись два сквозных отверстия, напоминающие свиной пятачок. При ударе каменщика киркой, заготовка раскалывалась на две отдельные плитки с шероховатой поверхностью, которая лучше схватывалась с раствором при укладке. Но в России не было своих кабанчиков, привозили их из Германии и Польши. Вроде самая обыкновенная плитка, а как красиво смотрится. Сразу вспоминаются – да что далеко ходить: сама в таком живу – наши панельные дома, покрытые плиткой. Вроде тоже плитка, а совсем не то((
Но вернемся в Померанцев переулок. После революции дом Медынцева и все его имущество были национализированы, и здесь открыли 4-й Пролетарский музей и выставили коллекции Медынцева. Музей просуществовал совсем недолго, потом коллекцию увезли в Царицыно. А здесь разместилась миссия Нансена - «Международный комитет помощи голодающим России».
В общем, в интернациональном по облику доме – вспомним черты парижского дома, шотландский чертополох и немецкую плитку - и «наполнение» после революции было очень интернациональным.
Сначала миссия Нансена, потом посольство Франции, Кубы и затем Гвинеи. А в промежутках Институт мозга и квартира Георгия Маленкова.
Кстати, гвинейцы – дети природы – завели барана, который жил на территории особняка и иногда выбегал в переулок. А пасли его собаки, жившие при посольстве. И пишут о том, что в один из вечеров начала 2000 г. гвинейцы устроили шумную вечеринку, а на утро ни их, ни барана больше в переулке не было.
В 2012 году особняк Медынцева внесли в список «памятников культурного наследия федерального значения».
А вам нравится модерн?