Избежать навязывания ненужных услуг можно, если знать свои права.
Во Владивостоке один из гипермаркетов DNS попал в эпицентр скандала. Поводом этому послужило увольнение продавца, которая не захотела принуждать покупателя приобретать дополнительные услуги.
О том, как защититься добросовестным продавцам, а покупателям уклониться от приобретения навязываемых услуг и аксессуаров, рассказали эксперты ForPost.
Кто главный на рынке?
Сегодня DNS является, пожалуй, одним из крупнейших игроков на рынке бытовой техники и электроники в России.
В беседе с ForPost глава правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов сказал, что в данной ситуации гипермаркет просто наглядно продемонстрировал, как он поступает с теми сотрудниками, которые плохо "работают".
На "недобросовестных" продавцов-консультантов руководство компании инициирует даже уголовные дела.
Однако, как признался директор DNS Digital Store Дмитрий Алексеев, расследуют их без особого энтузиазма.
Несмотря на то, что DNS, на первый взгляд, принимает сторону своих покупателей, жалоб от этого меньше не становится.
Частые претензии, поступающие от потребителей, бывают и на то, что гипермаркет не хочет менять товар проданный с браком или покупатель не может добиться получения уже оплаченного товара.
Порой невозможно получить даже разницу за некомплект либо в магазине отказываются принимать обратно бракованные гаджеты.
Однако самая распространённая жалоба — это попытка всучить какие-то дополнительные услуги и ненужные безделушки.
Именно такой случай и стал пусковым механизмом для развития всероссийского скандала.
История Золушки
При покупке в DNS Владивостока стиральной машины Лада Глыбина попросила продавца установить её.
Поскольку продавец Ирина Парфенчик в этом отлично разбиралась, то совершенно безвозмездно выполнила просьбу покупателя.
В знак благодарности довольная владелица новой стиральной машины поблагодарила Парфенчик на своей странице в Facebook, а вместе с ней и директора DNS Digital Store Дмитрия Алексеева.
После фотоотчёта работодатель Ирины (на минуточку она одна растит двоих детей), заставил её написать заявление на увольнение.
Как оказалось, сам магазин оказывает услуги подобного рода, но на платной основе.
Возмущённая покупательница сообщила пользователям социальной сети, что она лично попросила продавца оказать помощь с подключением машинки, ведь это её личное дело.
Разве она не имела на это право?
Женщина сразу же отметила, что происходящее — чистой воды мерзость, а не бизнес.
Обсуждение поступка администрации разделило комментирующих на две группы.
По мнению первой группы, продавца уволили правильно, поскольку своими действиями та, оказав услугу бесплатно, причинила материальный ущерб DNS.
Вторая группа посчитала, что в гипермаркете «поступили подло», поэтому его стоит включить в чёрный список.
Грустная история стала известна и приморскому миллиардеру Дмитрию Алексееву.
Он пообещал в соцсети, что поможет и "превратит" добросовестного продавца в звезду предпринимательства и поможет ей открыть свой бизнес.
Ещё по теме: В правительстве нашли способ смягчить «ценовые удары» по россиянам
Продавец тоже прав
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков в беседе с ForPost объяснил, что такое увольнение носит незаконный характер, поскольку продавец, вероятно, в своё личное время, по своему собственному желанию оказала эту услугу.
Поэтому любые юридические лица не могут вмешиваться в подобные взаимоотношения между продавцом и покупателем.
И в таких случаях продавцы защищены действующим законодательством.
Такая же точка зрения и у Андрея Карпова.
Однако он подчёркивает, что в любой компании есть свои внутренние правила, и если они не противоречат УК РФ и КоАП РФ, то сотрудники должны выполнять их.
Между тем те, кто прошёл сквозь трудовые жернова DNS, думают по другому.
Правила по навязыванию никому ненужных услуг, которые установила компания, не только противозаконны, но и не соответствуют профессиональной этике.
А куда-либо жаловаться на это просто бессмысленно.
По словам сотрудников, работавших ранее в гипермаркете, ни управляющие персоналом, ни менеджеры, не придерживаются элементарного делового общения и корпоративной этики.
Подобный инцидент мог произойти в любом городе России и в любом гипер-супер маркете, а не только в Приморье и не только в DNS, уверен сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
Ведь не секрет, что многие крупные компании «погрязли в корпоративной зашоренности».
Вероятно, в таких компаниях ожидают от сотрудников, что они станут роботами, работающими только по определённому алгоритму некоего свода правил. В таком случае, к чему нужна такая работа?
«Если наша жизнь должна быть основана на помощи ближнему, то тогда мы должны сказать: «Товарищи руководители, включите разум и прекратите карать людей за человечность», — сказал ForPost Егармин.
Ещё по теме: Так и не дошли до Крыма: почему в России массово закрываются гипермаркеты
Как избежать «довеска»?
За многими торговыми сетями водится грешок навязывания невостребованных услуг и залежавшихся аксессуаров.
В качестве ярчайшего примера можно привести продажу консолей Sony PlayStation 5 в этом же пресловутом DNS.
В феврале их можно было приобрести только с бандлами. Это дополнительные игры, джойстики, зарядные станции.
Как пишут о нём геймеры,«жадный гипермаркет» таким образом добавил к стоимости консоли ни много ни мало, а ещё 20 тысяч рублей.
И вот здесь уже кроется недоработка контролирующего ведомства —Роспотребнадзора, считает Андрей Карпов.
«Государственные органы реагируют на навязывание дополнительных услуг не так быстро, как того хотят граждане. Кто мешает им более оперативно отрабатывать такие случаи?», — спрашивает он.
Подобная история складывается и при покупке любой другой бытовой техники и даже продуктов питания, отмечает наш эксперт Алексей Егармин.
Потребитель ничего не может противопоставить обычному надувательству торговых сетей.
Очевидно одно — пришло время срочно менять правоприменительную практику в сторону «потребитель всегда прав».
Только так, по мнению Егармина, можно будет защититься от каких-либо злоупотреблений.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.