Как-то так получилось, что в этой книге Дины Рубиной нет второстепенных героев. Находясь чуть в стороне от драмы Пети и Лизы, они в то же время ведут свою сюжетную линию. Яркие, сложные, неоднозначные, с неправдоподобной судьбой. Про них хочется сказать: «Так не бывает». Прочитаешь еще одну страницу и понимаешь – бывает. Ангелы и демоны Пети и Лизы. Три отправные точки в судьбе кукольника и той, что не пожалела быть просто любимой куклой.
Точка первая. Глупая Бася
«Нелепая оглобля, слишком простая, слушком добрая, чуть ли не юродивая».
В жизни ей повезло один раз. К удивлению соседей ее взял в жены вдовец, владелец мебельной фабрики Яков Желеньский. От первого брака у него осталась пятилетняя дочь Катя. Женское счастье Баси продлилось три года. Потом фабрику отняли большевики, муж умер, из квартиры выселили. Бася вернулась в свою дворницкую, снова стала прачкой. Катю нужно было растить и ставить на ноги.
Она пережила оккупацию Львова, продолжая стирать и при немцах. Это ремесло давало ей возможность посещать еврейское гетто. Оттуда она выводила детей и переправляла их священнику. А тот отвозил ребятишек в разные монастыри. Тихо и незаметно она рисковала жизнью. И не видела в этом никакого подвига.
Глупая Бася обладала какой-то внутренней житейской мудростью. В самой сложной ситуации она принимала трудное, но правильное решение. Сколько тайн семей, для которых она стирала белье, хранилось в ее душе! Сколько любви к приемной дочери и внуку Пете жило в ее сердце!
Близкие знакомые считали ее ангелом. А Бася жила свою простую, незатейливую жизнь, спасая, поддерживая, помогая.
Стирала она и для семьи Вильковских, в которой жил самый настоящий демон.
Точка вторая. Тадеуш Вильковский
«Тедди – как его все называли. Очень хорош собой – типа киноактера двадцатых годов. … дешевка, хлыщ, хитрован. Впрочем, умен и образован, этого не отнимешь».
Подозревали, что он был двойным агентом. Слишком легко после войны он уехал на ПМЖ в Польшу, а затем вернулся в Советскую Россию. Вильковский оформил опекунство над своими племянницами-близнецами. Спустя несколько лет, одна из них стала его женой, а вторая – любовницей.
Этот человек собрал в себе все мерзости мира. Он проиграл жену в карты. Яся так и не оправилась после оплаты карточного долга. Вышла из окна, оставив сиротой маленькую Лизу. Свою дочь Вильковский растил по, мягко говоря, странным правилам. Петя успел во время забрать Лизу, буквально похитив из квартиры отца.
Представительная оболочка, прекрасные манеры, барский размах. И темнота внутри. Тадеуш Вильковский умел разрушать все и всех. Делал это с удовольствием и без малейших сомнений.
А посередине между двумя полюсами человеческого благородства и подлости находится Роман Петрович Уксусов, бывший капитан погранвойск.
Точка третья. Ромка
Отец Пети был драчуном, любимцем женщин и азартным игроком на бильярде. В нем жила взрывоопасная смесь мгновенно вспыхивающей ярости и тихого упрямства. Ромка без конца выяснял с кем-то отношения, доносил жизненную мудрость исключительно языком кулаков, а потом расплачивался за это потерей руки, понижением по службе и безденежьем. Он без всяких усилий околдовывал женщин. Но жену выбрал раз и навсегда.
Однажды мать Пети, не выдержав вечной неустроенности и непредсказуемой скандальности мужа, оформила развод и вторично вышла замуж. Однорукий Ромка сначала бил нового избранника, пока тот не сбежал. А потом три дня лежал под дверью квартиры, пока бывшая жена не сменила гнев на милость и уже окончательно покорилась судьбе. Семья была восстановлена.
Какие демоны жили в душе Ромки? Почему они не смогли погасить возвышенных стремлений и немного карикатурного благородства? От него было столько проблем! А с его смертью стало так пусто! Подросший сын воплотил образ отца в кукле. Теперь Ромка буянил на кукольной ширме, восхищал и веселил публику.
История Пети и Лизы складывается на перекрестке мира людей и мира кукол. В ней много личностей, отмеченных печатью Рока. Иначе и быть не может в жизни с эффектом театральности, в драме, складывающейся на пике эмоций и страстей.