Зарисовка 1857 года о новгородских праздниках (автор - вероятно, краевед И.К. Куприянов):
«Это остатки старины, постепенно исчезающие и известные под названием праздницких. Таких праздницких в старину бывало много, теперь же остались главные, не более трёх или четырёх. Праздницкие начинались весною и оканчивались осенью и заключались в том, что в некоторые из храмовых приходских праздников бывали трёхдневные гулянья вблизи приходских церквей. К ним принадлежали: никитинская, вознесенская, троицкая, ильинская, спасская и т.д.
Эти народные гулянья, привлекавшие огромное стечение народа, состояли преимущественно в песнях, хороводах и разных играх. То, что можно видеть теперь на этих гуляньях, есть только слабый отголосок и мёртвая тень старины. Ни древнего костюма, ни древних песен не найдёте вы тут: вы встретите, напротив искажённый русский наряд, и даже шляпки и зонтики, и услышите сентиментальные романсы прошлого века или песни, обыкновенно попадающиеся в разных песенниках.
Из этих народных гуляний можно упомянуть троицкую, борисоглебскую и спасскую праздницкие. В Троицын день в пятом или шестом часу пополудни в Троицкой слободе начинается гулянье: девушки этой слободы разряженные собираются в кружок или начинают ходит попарно, взявшись за кончик носового платка. Раздаются в то же время песни: «В кругу девушек когда Машенька сидела, и как пенночка она сельски песни пела» или «Через круг летит утка, через наш хороводец, пора девушек замуж, пора красных замуж, за боярского сына» и т.д. Песни привлекают любопытных, между тем, девушки ходят, останавливаются, образуют круг. Или первая пара на ходьбе поднимает платок, вторая, наклонившись, проходит вперёд. Песни следуют за песнями, игра за игрой, и так продолжается до глубокой ночи и повторяется в следующие два дня и в воскресенье.
Другая праздницкая, на которой стечение народа бывает заметнее, празднуется в день Бориса и Глеба в окрестностях Борисоглебской церкви, то есть на Дворцовой улице, по валу и в Никольской слободе. Ещё недавно на это гулянье собиралось чрезвычайно много народа. Тут составлялось несколько кругов, и вся окрестность оглашалась песнями, где пели: «Заплетися плетень, заплетися…», где – «Ходит молодец вдоль по хороводу, ай люли-люшенки, вдоль по хороводу…», а где – «Заинька ты, мой, беленькой…» и т.д.
Наконец, 6 августа бывает гулянье на Ильиной улице, известное под именем спасской праздницкой. Тут отчасти повторяется то же, что бывает на прочих гуляньях: поются те же песни и сопровождаются теми же играми. Но так как и вечера бывают в это время тёмные, а иногда и холодные, то веселятся в домах: какой-нибудь достаточный купец или мещанин, задавши пир на весь мир, угощает гостей до утра. Тут, впрочем, и помину не бывает о хороводах или песнях. Напротив того, танцуют кадрили и вальсы.
В праздник Флора и Лавра бывало также небольшое гулянье около Псковской заставы, где собирался кружок и при свете двух или трёх плошек, расставленных на заборе, пелись песни. Мало-помалу исчезают эти забавы, и публика охотнее отправляется смотреть фейерверки и полёт аэростатов…».
Много других материалов читайте в группе Вконтакте: https://vk.com/historynov