В мире и в нашей стране достаточно многочисленна категория детей, у которых ограничены возможности из-за особенностей их физического состояния и здоровья. Ранее они обучались отдельно от других детей.
В 2010 году Правительство РФ посчитало, что дети с разными образовательными потребностями могут обучаться вместе.
Современный подход заключается в том, что образование должно развиваться в направлении от закрытой модели обучения к более открытой. Инклюзию понимают как включение, при этом дети, у которых есть особенные потребности, получают возможность доступа к обучению вместе с другими. Таким образом люди включаются в социальную деятельность и реализуют свои права.
Инклюзивное образование предполагает отсутствие какой-либо дискриминации.
Обязательной частью инклюзивного обучения должно быть психолого-педагогическое сопровождение. Это условие эффективности обучения. Особенное значение приобретают помощники, консультанты, ассистенты по инклюзивному образованию – тьюторы.
Тьютор связывает педагогов, психологов, координирует их действия. Его задача – сопровождать индивидуальное обучение, выбирать те средства и формы обучения, которые покажут лучший результат. Тьютор помогает учащемуся найти себя, планировать и организовать обучение, помогать учащемуся применять знания для того, чтобы решать жизненные вопросы в различных ситуациях, развивать познавательные способности детей.
Тьюторство – это та практика, которая позволяет построить и реализовать индивидуальную стратегию обучения, при этом принимаются во внимание особенности и способности, потенциал ученика, задачи обучения, цели, образовательная и социальная среда.
Тьютор как организатор и планировщик может:
- создавать условия для того, чтобы ученики могли социализироваться;
- помочь разработать индивидуальный маршрут обучения, адаптировать программу;
- помочь устранить барьеры, с которыми могут столкнуться дети с ОВЗ в массовой школе.
Тьютор в первую очередь руководствуется интересами учащегося, сопровождение оказывает непрерывно, целенаправленно, систематично. Он стремится создать комфортное с психологической точки зрения окружение, способствует воспитанию толерантности, уделяет внимание тому, чтобы в коллективе сформировались положительные межличностные отношения.
Тьютор обладает высшим специальным педагогическим образованием, опытом, высокими моральными и этическими качествами. Он обязательно стрессоустойчив, активен, легко адаптируется, коммуникабелен, использует современные информационные технологии, чтобы решать профессиональные задачи. Обязательные качества – толерантность, гибкость и готовность прийти на помощь. Благодаря ему происходит развитие личности учащегося с особенными потребностями и ограниченными возможностями.
Тьюторское сопровождение способствует адаптации в обществе учащихся с особенностями развития.