Мышление обычного человека несистемно. Не успели люди в процессе эволюции выработать системное видение мира. Если человеку говорят " дерево", он видит именно дерево. Начинается перебор вариантов: дерево видется чуть больше, чуть меньше, мощнее, изящнее....... Часто на этом, возникший образ дерева ,и заканчивается. Это обычное мышление.Талантливое воображение, доказали ученые,одновременно вид ет дерево, как систему, состоящую из отдельных частей (корень, ствол, лист
, росток, саженец), т.е. то с чего началось само дерево. Он видет его прошлое. Может видеть и будующее этого дерева- группу деревьев, рощу, лес, его старость.....
Системный анализ хорошо работает при придумывании детьми игрушки будующего. Для ее создания используются знания о материале из которого делали игрушки в прошлом, ( каменная, деревянная, тряпичная, глиняная)и представлениями об игрушке будующего( электронная, механическая, с дистанционным управлением, самоуправляющаяся). Для более яркого воображения хорошо сравнивать обсолютно разные игрушки, отбирая их наиболее привлекательные качества. Игрушка должна получиться пластичной, как глина, теплой, как ткань, постоянно растущей, как дерево, в то же время, качественно крепкой. Мы создаем игрушку будующего: она должна быть самоуправляющаяся- самостоятельно двигаться, выполнять какие- то действия, отдавать команды....и т.д. Чтобы игрушка была достойна будующего, ее необходимо сравнить с живым прообразом( человеком) и качества живого обьекта перенести на игрушку.
С детьми можно выполнять следующие упражнения: например, что общего и чем отличаются собака живая и игрушечная, девочка и кукла, железная машина и пласмассовая и т.д.
По данной схеме можно строить и разрешать различные противоречия, играя в игру " хорошо- плохо" в разных вариантах.
Например" нравится- не нравится". Игрушка нравится, что она картонная не нравится, что быстро ломается и т. Д.
" Хорошо- плохо' - хорошо, что игрушка большая, легко играть, плохо, что большая- не возмешь в дорогу.
И тому подобные игры, их целью является научить детей видеть целое, состоящее из частей или обьединять части в одно целое, учить представлять предмет в фантастическом варианте.
Привожу для примера рассказ ребенка 10 лет с использованием системного анализа.
Деревья.
Все в жизни изменяется. Большие изменения происходят и с деревьями. Огромное дерево вырастает из маленького росточка, который появляется из крохотного семя. Долгое время дерево служит, окружающей его среде. Оно очищает воздух, дает прохладу и тень, служит домом для насекомых и птиц, многих из них кормит. Но, проходит время, дерево начинает болеть и погибает.
В будующем люди научатся помогать деревьям - их будут омолаживать. Деревья станут проходить специальную обработку. В результате чего они станут полумеханическими. Их смонтируют так, чтобы они легко передвигались. У деревьев будут шасси и складывающиеся крылья. Такие деревья поместят в пустынях, создавая лесные массивы с красивыми парками.
(Продолжение следует.)