Когда разница между детьми составляет более двух десятилетий, мама может проанализировать, как менялись требования к их воспитанию, содержанию, школьная программа, и.т.д. Об этом мне рассказала моя читательница, мама дочек 8 и 32 года.
Здравствуйте, Юлия! Давно читаю ваш блог, вижу, что вы неравнодушны к теме подхода к материнству в обществе в целом. Разница между моими дочерями – 24 года. Я хочу рассказать вашим читателям, какая огромная разница в материнстве тогда и сейчас.
Расскажите, пожалуйста!
Первую дочь я родила в 19 лет. Это был 89 год, я еще была студенткой института. Как-то все быстро закрутилось, вышла замуж, забеременела, родила дочку. Диплом я успела получить образца СССР, а потом начались сложные годы.
90-е, мой первый муж выбрал между семьей и бутылкой бутылку, а я челночила, хваталась за всякие подработки, чтобы прокормить себя, дочку, лишившуюся работы в НИИ маму. И как-то детство дочки прошло очень просто. В основном ее воспитывала бабушка. Дочь ходила в сад, потом – в школу.
И тут я вижу колоссальную разницу между тем, как росли поколения первой дочери и второй.
Мой ребенок в подготовительную группу сада ходила сама. Перебежать через двор, бабушка наблюдала. В школу также ходила сама и с первого класса сама делала уроки. Тогда не стало нашей помощницы-бабушки. Я ходила на родительское собрание 1 раз в год, а все остальное учителя передавали мне через дочь. В дневнике со второго класса расписывалась она сама.
Дочь приходила и сама разогревала себе еду. А с третьего класса уже готовила. Уборка с ее 6-го класса была полностью на ней. Не скажу, что у меня идеальный ребенок, девочка она с характером, строптивая, были и двойки, и вызовы несколько раз за плохое поведение. В целом – она хорошистка, закончила школу с четверками и пятерками.
Сама выбрала, что хочет связать свою жизнь со сладостями, и сейчас она – технолог кондитерского производства.
Тогда, когда она была ребенком, я считала, что растить ее - сложно. Но когда родила вторую дочку, оказалось, что о том, что такое сложности, я не знала от слова совсем.
После развода я погрузилась в работу и вообще не думала об отношениях. Со вторым мужем мы расписались, когда мне было 40, ему – 36. Речь о детях, конечно же, шла, но я не думала, что после работы челноком на рынке я смогу еще родить. А вот так получилось, что в 43 я родила вторую дочку.
Все прошло на удивление хорошо, хотя меня пугали разными проблемами возрастной беременности. Ребенок родился здоровеньким и спокойным, настоящий подарок. Впрочем, и старшая дочь, если подумать, была беспроблемной.
Так что, смотрите, исходные данные у обоих детей были совершенно одинаковыми. Но… сам подход к материнству изменился колоссально!
У меня первая дочь – искуственница. В роддоме без проблем выдали смеси, и никаких проблем в принципе не было. То, что в советские времена как-то особо давили на женщин обязательно кормить – такого в отношении меня не было вообще! Даже моя мать спокойно стерилизовала бутылочки и по связям доставала именно ту смесь, что дочке подошла больше всего.
Со второй дочкой в мою жизнь вдруг вторглись посторонние люди. Сначала в роддоме настаивали на естественном кормлении. Муж привез еще смесь для новорожденных, не пустили, мол, пусть налаживает ГВ. Наладить не получилось, и впоследствии я сталкивалась с осуждением патронажной сестры, педиатра, почему не кормлю сама. Меня пугали тем, что ребенок будет плохо развиваться, что у меня будут проблемы со здоровьем из-за того, что не кормлю.
Если в 89-м вопрос кормления ребенка был личным выбором, в 2013-м – общественным.
Также, оказалось, что я недостаточно вовлеченная мать. Ребенка нужно развивать, с года носить по разным развивашкам, секциям. Мамы в пабликах как будто соревновались, кто больше даст своему ребенку.
С трех дочь пошла в сад, и я думала, наивная, что будет так, как со старшей: отвела-забрала. Но нет, сад теперь вовлекал родителей в разные мероприятия. У нас были постоянные конкурсы поделок, разные комитеты или как это называется. Я даже получила от воспитательницы внушение, что слишком мало уделяю внимания ребенку.
А когда дочка на выходных в парке упала и счесала локти и коленки, ко мне вызвали службу опеки. Я еще долго доказывала, что это всего-то детская игра. И что я достаточно занимаюсь своим ребенком. Что у нас удовлетворительные условия содержания ребенка, родители хорошо к ней относятся.
Хорошо хоть дочка оказалась, как и старшая, подарочной, и сад мы прошли без недели в группе, двух на больничном.
И началась школа.
Вы же знаете, что последние два года дети у нас перманентно на удаленке. Но вы не знаете, чего это стоит родителям! По факту, маме нужно быть с ребенком нон-стоп.
Отвозить и привозить, когда очное обучение. К сожалению, школа далеко, и учительница настаивает на том, чтобы учеников начальной школы возили родители. Затем – музыкальная школа, дочь серьезно увлеклась музыкой. Урок. Обязательно – с мамой. Нет, мой ребенок может во втором классе сделать уроки самостоятельно, но сама программа направлена на то, чтобы с мамой, и только.
Вы не поверите, но в первом классе у а были такие задания, что не только первоклашка, но и у мужа на работе ее презентацию делали всем отделом! И мы не одни такие! Причем, такие задания у нас были с грустной регулярностью.
Школьная программа вызывает у меня страх за будущее дочки. Она усложнена, с одной стороны, настолько, что первоклашка физически не справится. Хаотичная. Обязательно нужна помощь взрослого. И в то же время, я совершенно вижу, что учиться за детей должны их родители. И это не шутка, нам так в школе и сказали: по новой программе обязанность мамы – ее усвоить и донести ребенку. Учителю – проверить, проконтролировать, направить РОДИТЕЛЕЙ (заметьте, не детей!), составить отчетность.
Еще есть такая особенность, как присутствие в классном чате. Недостаточно быть подписанной, еще нужно общаться! Потому что, если не будет достаточно твоего вовлечения, учительница будет задавать вопросы: а почему вы не интересуетесь школьной жизнью своего ребенка.
Я, может быть, утрирую, но когда мама работает с 9 до 18-19, это действительно сложно!
Удаленка оказалась филиалом абсурда. Мы с мужем менялись, чтобы запускать дочери онлайн, отмечаться, что родитель здесь, ребенка контролирует. Затем загрузить домашнюю работу, отписаться в школьном чате, даже обсудить тему. И это все не дети, это все – родители! Даже моя старшая дочь, она сейчас в декрете, приезжала подменять нас с мужем, чтобы организовать онлайн уроки сестре. И она говорит – мне страшно, что будет, когда мой ребенок дорастет до школы. Мне жалко сестру! У нас школа была куда интересней!
А моя смышленая второклассница говорит, что ей непонятно и скучно.
Мы уже собрались с родителями и думаем, куда писать, куда трубить, чтобы вернули ту, нашу, систему образования.
Еще, знаете, помимо образования хочу такой вопрос поднять, как обеспечение детей материальным. Если моя старшая еще сама соревновалась с девочками, у кого помада лучше, джинсы последней модели, модная стрижка, то теперь люди извне, из той же школы, того же сада, проверяют, чтобы у детей был хотя бы «минимум».
Этот минимум – смарт часы. Причем, наша учительница настаивала, чтобы родители поставили еще программу родительского контроля. Отдельный ноутбук и помещение для занятий дома. Вот с этим моментом у нас пол класса не знают, что делать. У многих еще за старую площадь ипотека не выплачена. По этой же причине отдельный ноутбук ребенку купить прямо сразу не каждая семья смогла позволить.
Я могу бесконечно рассказывать и углубляться в детали, резюмирую просто пунктами.
Сейчас от матерей требуют быть с ребенком, учиться за него (я не ошиблась, именно что учиться за ребенка!)
Обязательно иметь свой доход. Мы подсчитали с мужем, что на одну его зарплату мы окажемся за чертой бедности.
Отчитываться перед учителями, воспитателями, различными органами о том, как живет твой ребенок. И быть в позиции эдакой девочки для битья.
Волноваться за будущее своего ребенка. Это моя самая большая проблема. За старшую я не волновалась, она сама училась, сама выбрала свою профессию, устроилась на работу. Это был 2010 год, казалось бы недавно, а я, как мать, вижу колоссальную разницу между перспективами своих детей.
Моя старшая обошлась без единого репетитора. Младшей, при всем том, что она самостоятельная большая умница, репетиторы в будущем, такой системой обучения, понадобятся. И я не знаю, где их брать, где брать деньги, если я хочу, чтобы мой ребенок получил хотя бы среднее образование.
У нас в школе есть олимпиадники, гордости классов. Я внимательно присматриваюсь к этим детям, как они добиваются успеха. Так вот, обратная сторона этой детской гениальности – постоянная и полная вовлеченность мамы. Если еще во времена учебы старшей дочки детские достижения были практически исключительно заслугами самих детей, то теперь это – целиком и полностью достижения мамы. Которая прилагает колоссальные усилия, чтобы ребенок в такой системе проявлял инициативу.
Во времена обучения старшей дочки нужно было научить ее учиться. Все. С младшей все сложней. Нужно не только научить учиться, но и делать все, чтобы ребенок не потерял интерес и самостоятельность. Их как будто приучают быть зависимыми от родителей, что мамы сделают за них все. У нас, у кого из мам старшие дети учатся в школе, тоже руки опускаются, что делать. Старших, кто уже в пятом, шестом, седьмом классах, нужно тоже контролировать. Не потому, что дети такие, а потому, что программа такая.
А старшеклассники? Последние два года посвящены подготовке к ЕГЭ. Никаких полезных знаний! И какие-то фантастические траты на репетиторов! Старшей повезло, в ее школе ЕГЭ еще не было, она сдала обычные выпускные экзамены. И тоже от этого в полном обалдении.
Детей как будто обучают быть неприспособленными к жизни. А матерей – быть зависимыми и обязанными отвечать за своих детей не только до 18-ти лет. Ведь если не учить ребенка быть самостоятельным, с этой волшебной датой ничего не изменится, никаким тайным образом ребенок вдруг не станет из несмышленыша взрослым человеком! А у детей возраста моей младшей дочери возрасту отобрали возможность учиться быть самостоятельной. Зато матерям материнство дается все сложный и продолжается по времени, наверное, до самого конца жизни.
Что я хочу сказать как мать, которую волнует будущее своего ребенка, с этим надо что-то делать. Я вообще за возвращение советской системы образования и упрощение подхода к материнству, выращиванию, воспитанию и обучению детей. Это все слишком усложнено искусственно. Я не знаю, зачем это делается, но я очень волнуюсь за дочь!
Как вы оцениваете изменения к подходу к материнству со стороны общества?
Очень плохо. Личное дело стало общественным, для матерей и детей все усложнили. И я понимаю женщин, которые не хотят рожать. Мне тоже страшно за свою дочку, внука, с таким подходом и системой их ничего хорошего не ждет.
Я хочу, чтобы перестали делать из детей овощей, а из матерей – объектов отпущения. Это все – искусственно. Быть матерью – и так сложно и ответственно, а нам навязал какой-то непонятный квест. И я понимаю, почему демография падает. Потому что общество выставляет матерям какие-то невыполнимые требования.
Верните нормальную советскую систему!
Я же вижу разницу между тем, как росла моя старшая дочь, и как растет младшая. Да, наше финансовое положение стало куда лучше. Но… ты как мать, всем должна. Неприятное чувство, скажу я вам.
Вот такую историю рассказала мне женщина в сообщениях. Ее голос менялся от восторженного и гордого за детей, до четко слышного волнения и злости на то, насколько эти изменения в отношении к материнству ей, как матери, не нравятся. Как она к ним относится.
Какие эмоции, вызвал у вас этот рассказ? Какой у вас опыт? Поделитесь в комментариях!
Интервью выложено методом транскрибации сообщений из мессенджера.