Найти в Дзене
Бронзовое кольцо

Я совсем не старый, сил у меня не на одну такую девушку хватит. Жена у меня, да, постарела уже, а я нет

Сююмбике и ее односельчане. Глава 12.

Середина лета. Фото автора канала.
Середина лета. Фото автора канала.

Наступила середина лета. Залия с дочерью ходили на колхозную работу поочередно. Тут случилось, что уборщица конторы на старости лет вышла замуж и переехала в соседнюю деревню.

Хамидулле бы в голову не пришло брать на эту работу дочь Залии. Подсказала жена. Дескать убираться можно и вечером, а в поле Райса ходить не может, ребенок грудной у нее. Ему в общем-то все равно, кто будет мыть полы. Он передал через одну из женщин, чтобы девушка пришла в контору.

Райса сначала испугалась. После подумала, не убьет же ее в конце концов Хамидулла. Собралась, надела свое самое нарядное платье в синий горошек, сына одела в новую рубашку, взяла его на руки и пришла в контору.

Председательская лошадь стояла у коновязи. Значит он на месте. Райса поглубже вдохнула воздух и шагнула через порог распахнутых настежь дверей. Хамидулла-абзый стоял у окна в глубокой задумчивости.

Райса тихонько кашлянула. Мужчина оглянулся. Перед ним стояла молодая красивая женщина и смотрела на него в упор. Хамидулла не мог глаз отвести, какой хорошенькой, цветущей показалась ему Райса. Он и раньше отличал дочь Залии от других девчат. Улыбчивая, игривая, веселая, легкая на ногу.

Теперь это молодая женщина, привлекательная особой красотой. Она похожа не трепетную бабочку, освободившуюся от кокона, впервые почувствовавшую свою красоту и в этом свою силу.

- Садись, Райса, не стой. Тяжело держать на руках дитя. Какой у тебя богатырь, однако.

Хамидулла присмотрелся внимательнее к ребенку. Мальчик тоже рассматривал его и вдруг широко улыбнулся. Таким милым показался этот мальчонка, что Хамидулле захотелось взять его на руки, обнять, приласкать. Не замечал он за собой такого раньше. Не только к чужим, но и к своим детям он особой ласки не проявлял.

- На работу решила выйти? Ладно, приступай сегодня же. Иди к Сании, она объяснит, что делать надо, ключ от конторы даст. Будешь убираться по вечерам.

Под пристальным взглядом Хамидуллы Райса смутилась, раскраснелась. Опустив глаза в пол тихо сказала

- Ладно, приду вечером. Спасибо Хамидулла-абзый.

Увидев Райсу с ребенком на руках, счетовод Сания очень удивилась

- Тебя что ли в технички берут? Ты ведь грамотная, могла бы на лето в учетчицы пойти.

- Мне не с кем сына оставлять. Председатель сказал, что я могу по вечерам прибираться.

- Ну, пойдем покажу, где ведра, тряпки. За водой будешь ходить на ближний ключ. Раз в неделю надо окна помыть, пыль со столов и подоконников протирай каждый день. Хозяин не любит, когда пыльно.

- Хорошо, Сания-апа, я буду стараться.

Хамидулла вышел из конторы, постоял на крыльце. Почему-то ему хотелось еще раз глянуть на малыша и на его маму. Обругал себя: «Тоже мне, на девчонку засмотрелся. Сорок с лишним лет прожил, ума не нажил, в голове что попало творится».

Вскочив на коня, тронул его шпорами, промчался по улице в сторону ферм, поднимая клубы пыли из-под копыт лошади.

Райса вышла из дверей конторы, зашагала к своему дому.

Залия-апа была уже дома, хлопотала возле печи.

- Сказали, что тебя в контору вызывали. Что случилось?

- Хамидулла-абзый работу дал, убираться в конторе. Я согласилась. Он сказал, чтобы я по вечерам мыла полы. Сейчас Камиля покормлю и пойду.

- Ладно, не думала я, что моя дочь, такая молодая, красивая, будет тряпкой махать. Видно судьба у нас с тобой такая. Сама всю жизнь с вилами, да лопатой на хлеб зарабатывала и тебя такая же участь ждет.

Надо было лучше смотреть за тобой. Баловала я тебя, многое разрешала. Считала, что ничего лишнего себе не позволишь. Ладно, что уж теперь говорить! Корми сына, я пойду коз подою.

Хамидулла вернулся домой позже обычного, тянул время, не было желания встречаться с домочадцами. Сам завел коня в стойло, бросил в кормушку травы. Сняв сапоги и размотав портянки, он посидел на крыльце, уставившись бездумно в одну точку.

Вышла старшая дочка, Асия, забрав сапоги и портянки, окликнула несмело

- Отец, мама ужинать зовет.

Молча встал, молча умылся, утерся чистым полотенцем, поданным женой, сел за стол. Райда поставила перед ним тарелку с супом, баранину, порезанную крупными кусками, хлеб, соль, катык и деревянную расписную ложку.

Хамидулла молча принялся за еду. Обычно он ел много, с аппетитом. Но не сегодня. Не доев даже суп, он отодвинул тарелку, мясо есть не стал. Райда подала мужу льняное полотенце. Он вытер рот и руки, бросил полотенце на стол.

- Чаю подай! Почему самовар до сих пор не на столе! Асия, помоги матери. Полон дом баб, чай вовремя подать не можете. Все! Оставьте, не нужно ничего.

Хамидулла пошел на свою половину, растянулся на широкой деревянной кровати. Лежал, прислушиваясь к привычным звукам. Нет радости на душе. Сколько себя помнит, все работа, труд непосильный. И для чего?

Женился рано, мать хворая, работницу в дом надо было. От сестры толку нет, все бы на вечерках выпрыгивать. Отец и младший брат стараются, но нет у них хватки. Сестру отдал замуж еще до того, как сам женился. Засидится в девках, куда ее потом?

Девушку Хамидулле высватали их другой деревни. Покладистую, работящую, красивую. Приданое за ней хорошее дали. Машинку Зингер, да нетель. Это еще кроме сундуков с добром. Хорошая вышла жена из Райды. Не жаловалась, впрягалась в работу, пахала наравне с мужем.

Сколько уж лет мать Хамидуллы не ходит. Райда на спине ее в баню носит, купает как ребенка. Шесть детей родила. Одна беда, не любит она мужа, боится. Что он только не делал, сережки золотые дарил, отрезы шелковые, платки с кистями. Скажет: «Спасибо» и положит в сундук.

Идет к мужу в постель, как на эшафот. Ждет до последнего, чтобы он уснул. Тихонько ложится, чтобы не потревожить. Вся сожмется и едва дышит. Протянет к ней Хамидулла руку, а ее всю передернет. Иногда он до того разозлится, вытащит ее в сарай, кнутом отходит. А она терпит. Только посмотрит на него с укором, как по сердцу ножом резанет.

Со всеми, кроме мужа, Райда приветлива. Особенно она жалеет свекровь и младшего брата Хамидуллы, Шафика. Из-за этого муж злится на нее еще больше. Есть у него смутное подозрение. Смотрит на своих детей, все они в мать, кареглазые, темноволосые. Только одна дочь рыжая, глаза наглые, зеленые.

Вот за нее больше всего побоев и получала Райда. Мужу кажется, что рыжая Зухра похожа на Шафика. То в голову не приходит Хамидулле, что эта дочь, одна из всех детей, напоминает его самого.

Надо бы брата младшего женить, да все как-то не с руки. Жалко Хамидулле делить добро, которое с таким трудом нажито. Сколько трудов вложено, сколько сил потрачено. Дважды раскулачивали, поджигали, дотла все сгорело. Снова поднялся.

С такими невеселыми думами Хамидулла отошел было ко сну. И померещилась ему девушка в белом платье в синий горошек. Она смотрела ему прямо в глаза и смущенно улыбалась.

Подумалось Хамидулле: «Я ведь совсем не старый, сил у меня не на одну такую девушку хватит. Жена у меня, да, пожилая уже, а я нет!»

Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1.

Продолжение читайте здесь: Глава 13.