Найти тему
Lost Art

Пытаясь понять женскую душу ("Вирсавия" (ок. 1650) - Артемизия Джентилески; погибла при пожаре в 1940 г.)

Артемизия Джентилески - "Вирсавия" (ок. 1650 г.) (ранее в коллекции Госфорд Хаус)
Артемизия Джентилески - "Вирсавия" (ок. 1650 г.) (ранее в коллекции Госфорд Хаус)

Принято считать, что для полноценного анализа картины (как, впрочем, и любого художественного произведения) недостаточно простого созерцания полотна. Необходимо изучить жизнь автора, период, в который работа создавалась, и культурные коды, привнесенные из картин современников и предшественников. Но зачастую это знание может не помогать, но напротив – мешать полноценному пониманию. Для творчества Артемизии Джентилески сказанное особенно актуально, так как все ее творчество принято рассматривать с позиции травмы, нанесенной ей Тасси Агостино.

В целом история изнасилования Джентилески Тасси Агостино совершенно ужасная и ничего кроме отвращения вызывать не может. Агостино сам был художником и работал вместе с отцом Джентилески над оформление одного из римских дворцов. Отец Джентилески настолько доверял ему, что сделал художественным наставником своей дочери. В один из майских дней 1611 года Агостино пришел домой к Джентилески и изнасиловал ее. Последовавший после этого судебный процесс хотя и признал Тасси Агостина виновным в изнасиловании, был больше похож на издевательство над самой Артемизией. Ее подвергали пыткам, унизительным гинекологическим осмотрам, чрезмерно детальный публичным допросам. И хотя в итоге ее правота была подтверждена, а в отношении Агостино дополнительно установлено, что еще он собирался убить свою жену, спал со свой невесткой и намеревался обокрасть отца Джентилески, суд дал ему всего два года тюрьмы, а через несколько месяцев приговор был отменен и он благополучно вышел на свободу.

Действительно, Артемизия Джентилески известна нам, прежде всего, по таким работам как «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», на которой, вроде как, художница выразила всю свою ярость чуть ли не ко всему мужскому полу, или «Сусанна и старцы», являющуюся в некотором смысле библейским пересказом произошедшего с самой Джентилески. Но не создаем ли мы тем самым некое упрощенное видение мира и не сводим ли всю жизнь великой художницы к одному единственному эпизоду? Что за женщина, на самом деле, была Артемизия Джентилески?

После изнасилования в мае 1611 года, ни Джентилески, ни ее отец никаких обвинений против Агостино не выдвинули, так как тот обещал жениться на Артемизии, после чего они в течение почти девяти месяцев были любовниками. И только когда стало очевидно, что Агостино не собирается держать свое обещание, ее отец пошел в суд. Уже через месяц после суда Джентилески вышла замуж на малоизвестного флорентийского художника Пьетро Стиаттези, с которым они вскоре переехали жить во Флоренцию. Здесь у Артемизии завязался роман с одним местным аристократом. Сохранилась их переписка: на одной стороне листа она писала страстные письма своему любовнику, а на другой стороне листа ее муж писал ему же деловые письма…

Я ни в коем случае не хотел бы пытаться как-то очернить Артемизию Джентилески. Я просто хочу сказать, что вряд ли кто-нибудь из ныне живущих понимает, каким человеком она была на самом деле. Тем более, что свои первые версии «Юдифи» и «Сусанны и старцев» она написала за год до трагических событий 1611 года.

Что однозначно можно сказать о великой художнице XVII века, так это то, что основным персонажем подавляющего большинства ее работ выступают женщины. Причем, как правило, это женщины сильные и решительные, самостоятельные вершители своих и чужих судеб. Она была далеко не единственной художником-женщиной в XVII веке. Также сюжеты всех ее картин не были личным изобретением Джентилески, а следовали модным тенденциям того времени. Все та же знаменитая «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» практически копирует аналогичную картину Караваджо. И, конечно, изображая большую часть своих героинь обнаженными, она не более чем потворствовала вкусам своих заказчиков, желавшим заполучить женскую красоту, так сказать, из первых рук (доступ мужчин-художников к обнаженной женской натуре в то время был сильно ограничен). Но история создания ее картин – это не простой ряд повторения одних и тех сюжетов по единому образцу. Это история поиска и создания образа женщины как главной героини искусства.

К образу Вирсавии Артемизия Джентилески обращалась по меньшей мере семь раз. Вирсавия – не самая лицеприятная библейская история, как царь Давид увидел с крыши своего дворца купающуюся жену военного, Урия Хеттеянини. Давид возжелал ее, переспал с ней, после чего организовал гибель Урия в бою, а саму Вирсавию взял своей очередной женой, родившей ему сына, будущего царя Соломона.

Почти на всех версиях «Вирсавии», созданных Джентилески, помимо самой Вирсавии и двух-трех ее прислужниц изображен сам царь Давид, однако его фигура еле различима на балконе дворца на заднем плане. Джентилески гораздо важнее было передать настроение самой Вирсавии и ее слуг. Что интересно, на ранних (условно ранних, так как речь идет о картинах, созданных около 1640 года, когда Джентилески было уже далеко за сорок) работах Вирсавия показана смиряющейся со своей судьбой, но вряд ли желающей ее. Также выглядят и слуги: они словно готовят ее на заклание, омывая ноги и расчесывая косы.

На трех поздних версиях (возможно, одних из самых последних картин Джентилески, созданных около 1650–52 гг.) показано совершенно другое настроение: Вирсавия довольная смотрится в зеркало, заканчивая последние приготовления, а ее слуги радостно протягивают ей жемчуга. Кажется, что это не Давид забирает ее во дворец, а Вирсавия идет во дворец к Давиду. Интересно, что ряд исследователей указывают на сходство положения рук Вирсавии с положением рук Сусанны на ранней работе Джентилески. Вот только теперь эти руки подняты не для защиты.

Все три последние версии картины очень похожи, но отличаются большим количеством деталей, что показывает нежелание Джентилески просто копировать свои работы. Она все время пытается что-то изменить и улучшить, меняя прически, одежду, детали пейзажа и даже цвет кожи одной из служанок. К сожалению, все три поздние версии не дошли в целости до наших дней. Одна из них, хранящаяся в Новом дворце в Потсдаме, была сильно обрезана сверху и снизу дабы вписать в интерьеры дворца. Вторая, находившая до недавнего времени в подвале Палаццо Питти (Флоренция), была настолько повреждена, что даже проведенная несколько лет назад реставрация не позволила вернуть лицо Вирсавии.

Но больше всего не повезло третьей версии, которая волею судеб оказалась в Госфорд Хаус (Шотландия). В 1940 году здание было передано Министерству обороны для квартирования там британских военных. Хотя «Вирсавию» Джентилески владельцы Госфорда (шотландские графы) считали одной из жемчужин своей коллекции, особенно выделяя изображение не самой Вирсавии, а ее служанки, несущей котелок с водой, по не ясным причинам эта картина оказалась единственной, не убранной для сохранности. Но картина не погибла в результате военных действий, как логично было бы предположить. Британские солдаты просто утроили вечеринку по случаю прибытия в Госфорд и случайно сожгли одну из его комнат вместе с «Вирсавией» Артемизии Джентилески.

#Искусство #17век #Джентилески #Италия #Lostart