Только за 2021 год по данным портала Car.ru было продано около 40% автомобилей с “исправленными” показателями одометра. Скрученный пробег, пожалуй, главный страх тех, кто покупает б/у авто. Дело в том, что если при неисправной коробке или барахлящем двигатели еще есть шанс предъявить претензии продавцу, то заниженные показатели пробега навряд ли станут весомым аргументом в суде.
По словам Ильи Плисова, исполнительного директора федеральной сети ЕвроАвто, налицо правовая коллизия. Несмотря на наличие “Закона о правах потребителей” и статьи о мошенничестве, доказать обман продавца и компенсировать ущерб покупателю подержанных машин будет очень трудно.
А мне бы скрутить пробег. Это к кому?
Логично предположить, что в век цифровизации вся история автомобиля должна отображаться в сетевых базах данных. Данные о пробеге обязательно указываются во всех объявлениях о продаже машин. Но насколько им можно верить?
“Одна из причин, по которой процветает обман покупателей на вторичном рынке — это несовершенство отечественного законодательства. Например, любой владелец транспортного средства может потребовать от автосервиса удалить данные, касающиеся пробега своего автомобиля из Автотеки, Автокода и других подобных баз. А после разместить объявление о продаже машины в состоянии "практически новая", хотя по факту там будет восстановленный кузов и километраж, в несколько раз больше отраженного на одометре”. - говорит Илья Плисов.
И дело не в цифрах на одометре, а в тех неисправностях, которые могут возникнуть у авто с большим пробегом. Не имея данных о точном километраже, новый владелец не знает, как обслуживать машину дальше и не проводит необходимых профилактических работ.
"Например, в автомобиле порвалась цепь ГРМ, что привело к поломке двигателя, на одометре при этом 60 тысяч километров”. - рассказывает Илья Плисов, - “На СТО специалист обнаружил скрученный пробег. Следовательно, всем ясно, что цепь порвалась из-за износа. Но вот доказать причинно-следственную связь так, чтобы эти аргументы были приняты в суде, очень сложно, если не сказать невозможно".
Стоимость замены цепи ГРМ на СТО ЕвроАвто
Цифры неприятные. А вот пугающие числа: ремонт головки блока, который может потребоваться вследствие разрыва цепи ГРМ, будет стоить уже около 70 тысяч рублей. Не говоря о капремонте двигателя, средняя цена которого 180 000 руб.
Судиться будем?
В теории в Гражданском кодексе есть статьи, защищающие права покупателей. Например, ч. 2 ст. 475 ГК, где говорится о том, что клиент может вернуть товар, если после покупки был обнаружен неустранимый дефект или недостаток, исправление которого влечет существенные траты. Или вот еще ст. 18 п.1 Закона "О защите прав потребителей". Если покопаться в ГК, наверняка можно найти несколько подобных статей, защищающих покупателей. Но почему до практики дело доходит крайне редко?
"Мы имеем правовую коллизию, когда формально законы существуют, но их правоприменение практически отсутствует", - говорит Илья Плисов, исполнительный директор федеральной франчайзинговой сети ЕвроАвто. - “Чтобы покупатель мог предъявить претензии по поводу скрученного одометра, в законе должно быть четко описаны определения и технические термины. А этого нет. Что такое одометр? Что такое скрученный пробег? Является ли все это существенным недостатком? Большой вопрос. В этом случае решение суда будет по сути субъективным”.
Согласен с Ильей Плисовым и член правления Союза Автосервисов Олег Ванюков: "Мне кажется, необходимы законодательные инициативы в плоскости ужесточения ответственности за корректировку показателей одометра, замены механизмов систем безопасности на так называемые "обманки". Также введение обязательной передачи истории ремонта автомобиля автосервисами в открытые базы данных. На сегодняшний день, это делают только дилеры и прогрессивные независимые сервисы, в большей части сетевые".
Заграница нам поможет
Справедливости ради отметим, что покупатели б/у автомобилей в США и Европе тоже страдают от мошенников. По данным немецкого автомобильного клуба ADAC в Германии ежегодный ущерб от манипуляций с пробегом составляет около 6 млрд. евро. NHTSA (Национальная администрация безопасности дорожного движения США) дает такую статистику по США — 4 млрд. долларов.
Однако в отличие от России, в Соединенных Штатах за «трюки» с одометром продавцу грозит до 8 лет лишения свободы. Все правильно, во многих странах подобные нарушения регулируются уголовным правом и квалифицируются как мошенничество.
В Европе санкции мягче. Например, во Франции недобросовестный продавец может получить до 2 лет тюрьмы, а в Германии — до 1 года.
Конечно, западное законодательство тоже несовершенно, но доказать факт обмана при покупке неисправного б/у автомобиля там проще.
300 тысяч км с гарантией
Специалисты считают, что гарантированные 100-150 тысяч пробега без поломки, обещанные автопроизводителями, по факту можно увеличить вдвое за счет правильного и своевременного обслуживания автомобиля.
"В 2022 году у нас заработала программа "300 тысяч километров с ЕвроАвто". Это вполне реальные цифры, которые мы видим на одометрах наших постоянных клиентов. Своевременное ТО, использование качественных технических жидкостей, запчасти от производителей, работа квалифицированных механиков и диагностов способны существенно продлить срок эксплуатации автомобиля», - говорит Илья Плисов, исполнительный директор федеральной франчайзинговой сети ЕвроАвто - "Мы считаем, что автомобиль способен быть на ходу дольше, чем это заявлено автопроизводителями. Сейчас самое время вернуть понятие автомобиля, как члена семьи. Беречь, тщательно обслуживать и не спешить избавляться при малейших недочетах. В условиях современной реальности это намного выгоднее для автовладельцев".