часть пятая
2.2. Иезуитское образование как сфера подготовки ораторов-проповедников
Католицизм переходит к очень активным действиям. Прежде всего к проповеди, то есть к пропаганде своих идей. К духовной экспансии. А это значит, что нужны ораторы-проповедники, исключительно хорошо владеющие языком. Именно поэтому фундаментом иезуитского образования стала грамматика. С её (грамматики) освоения начинали тренировать интеллектуальные способности, после чего (на следующем этапе) переходили к греческому и латинскому языкам, именуемым классическими. Латыни уделялось наибольшее внимание. Далее предметами изучения становились литературные произведения, написанные на классических языках. Эти занятия считались важными для овладения языками, а знания, полученные в этот период, в свою очередь, помогут студентам при изучение библейских текстов. Кроме того, работа с классическими текстами расценивалась как серьезная интеллектуальная тренировка. Навыки, приобретенные таким образом, будут нужны для изучения философии и на занятиях по теологии.
После знакомства с курсом литературы наступал период ораторского искусства – риторики. Преподаватели из Societas Jesu полагали, что курс риторики позволит приобрести навыки логического мышления, без которого нельзя произнести убедительную речь.
Чтобы достигнуть максимального эффекта во время выступления перед любой аудиторией, оратор должен владеть приемами того, что называется executio или pronuntiatio (произношение). Это раздел искусства красноречия, где учатся управлять телом и голосом. Выступающий должен привести точно выбранные аргументы, а речь должна быть правильно структурирована. Этому студенты учились на занятиях, посвященных разделу под названием dispositio (расстановка, размещение). Оратор должен уметь найти нужные слова и подходящие термины, этим занимались на уроках elocutio (словесное выражение). В любых выступлениях и дискуссиях важно правильно выбрать нужную тему, предмет рассуждения и наметить стратегию своей речи. Для этого проводились занятия в рамках раздела inventio (изобретение).
Для того, чтобы добиться максимального успеха при произнесении речи или проповеди, необходимо приводить аргументы и знать факты. Уметь точно воспроизводить цитаты и держать в памяти большой объём информации. Эта часть курса риторики называется memoria (запоминание). С периода античности мнемоника была важнейшим разделом ораторского искусства. Это отношение к науке запоминания сохранилось в Средние Века и во время Ренессанса. В коллегиях общества Иисуса для обучающихся риторике тренировка памяти была обязательной. Она проходила в первый утренний час. Определенное время отводилось на ознакомление с историей риторики. Для европейского интеллектуального сообщества, высоко ценившего наследие античного периода, овладеть искусством красноречия означало подняться к вершинам культуры. Без получения разностороннего образования постигнуть мастерство риторики считалось невозможным. В ту эпоху даже простое заучивание потом становилось основой энциклопедических знаний. Процесс тренировки памяти в коллегиях шел по пути развития образной, эмоциональной памяти. В этом случае очень сильно задействовано воображение.
Занятия в классе риторики преследовали еще одну важную цель: студенты должны были приобрести и усовершенствовать навыки общения. Уметь выстраивать социальные связи, завязывать контакты. Это было очень важной частью обучения, учитывая то, что выпускник коллегии готовился к очень активной жизни. Например, на поприще миссионера, который, должен идти inboco innimicorum nostorum (в пасть врагов наших). Здесь очень важно умение завязать дружеские отношения, завоевать доверие. Учителя Societas Jesu большое внимание уделяли будущей социализации своих подопечных. Светское воспитание тоже входило в перечень навыков, прививаемых ученикам. Студент должен был уметь оставаться галантным, не взирая на сложившиеся обстоятельства и непринужденно беседовать на самые разные темы, демонстрируя безупречные манеры. К элементам светского воспитания относился и дисциплины, не входившие в обязательные программы коллегий, были отнесены несколько дисциплин. Это преподавание танцев и пения, верховая езда и фехтование. Поскольку данные предметы не попадали в перечень обязательных, они не редко бывали платными.
Уроки фехтования, проводимые в некоторых коллегиях, стали причиной дискуссий, продолжающихся в специализированных сообществах и в наши дни. На них обсуждалось существование некой особой школы обращения с холодным оружием, якобы разработанной в рамках Societas Jesu (Общество Иисуса).
Создатели образовательного проекта общества Иисуса и те, кто его воплощал в жизнь, огромное значение придавали работам авторов периода античности. В их число входили труды Цицерона. С текстами этого древнеримского оратора и политического деятеля знакомились с самых первых грамматических классов. Важным считалось научить студентов понимать логику, согласно которой выстраивается та или иная грамматическая конструкция. Преподаватели из Общества Иисуса утверждали, что только такое понимание открывает смысл произведения.
Латынь была основой обучения и должна была превратиться для каждого из учащихся в живой язык общения. Даже в самом начале обучения при переводе какой-либо латинской фразы на родной язык учеников преподаватель старался сохранить тот порядок слов, который имелся в латинском оригинале. Это делалось для того, чтобы сохранить структуру переведенного отрывка. Считалось, что таким образом можно уловить ритм присущий латыни. В качестве идеала, к которому должны стремиться ученики, фигурировало ораторское искусство Цицерона. Овладевая латынью, студентам нужно было освоить стиль древнеримского оратора, уметь воспроизводить его язык и интонационные особенности. Всё подчинялось правилу lege, scribe, loquere (читай, пиши, говори). Это требовало полного погружения в языковую среду. Это достигалось тем, что латинский язык становился единственным средством общения в начальном отделении на уровне старших классов на уроках и в свободное время. На другом языке можно было общаться только за пределами коллегии.
Так как учебные заведения, создаваемые представителями Societas Jesu, носили ярко выраженный гуманитарный характер, то роль точных наук в данных школах являлась второстепенной. Это касалось всех естественных наук, в том числе и математики. Они рассматривались в качестве неких интеллектуальных упражнений, дополнения к основной программы коллегии. Физика в данном учебном заведении вобрала в себя все естественнонаучные дисциплины. Это те естественные науки, с которыми ученик мог быть ознакомлен в рамках программы иезуитской коллегии. История и география в тот исторический период рассматривались только в качестве дополнения к искусству красноречия. Сведениями, почерпнутыми из этих дисциплин, оратор мог подчеркнуть широту своих познаний. Эти сугубо дополнительные предметы появлялись в программе обучения, когда читались тексты древних авторов. Это происходило на уроках в рамках курса филологии. Учеников знакомили с картами и подробными этнографическими очерками, составленными в миссионерских путешествиях. Студенты могли получить знания по праву, архитектуре и астрономии. Возможность заниматься в астрономических обсерваториях получали ученики, начавшие изучать философию. Эти научные объекты имели хорошее оснащение и как правило там работали иезуиты, имевшие профессорскую степень.