В одной из предыдущих статей мы рассматривали историю Титубы - первой ведьмы Салема, которой пришлось импровизировать и манипулировать страхами пуритан, чтобы спасти свою жизнь. Были и ещё истории подобные ей.
Испанская инквизиция прибыла в Новый Свет, убежденная, что там находится "рассадник" еретиков и ведьм. Научиться ориентироваться в представлениях инквизиторов о демонах и ведьмах является одним из способов выжить, как показал случай Паулы де Эгилуз.
25 марта 1638 года девять человек были выведены на главную площадь колониального города Картахены перед большой толпой. Там, на нынешней площади Plaza de Bolivar, они предстали перед публичным судом, который проводился испанской инквизицией.
Испанская инквизиция организовала свой филиал в Картахене в 1610 году. Руководителями этого филиала были инквизитор Матео де Сальседо и Хуан де Майоска, которые прибыли в Новый Свет из Европы с намерениями преследовать мусульман, евреев, ведьм, колдунов, протестантов.
В тот день восемь португальцев были признаны виновными в исповедовании иудаизма, но девятый приговор был совершенно другим и вызвал некоторую панику у толпы зрителей, горожан Картахены. Публичный суд признал Паулу де Эгилуз, бывшую порабощенную женщину, во второй, но не последний раз, обвиняемой в колдовстве.
Паула родилась в 1592 году на острове Эспаньола (ныне - Гаити), в городе под названием Санто-Доминго. Когда ей было двадцать лет, она была куплена Хуаном де Эгилузом, кубинским рабовладельцем и шахтёром, а потому была вынуждена переехать в Гавану. Там она родит троих детей от него и возьмёт его фамилию де Эгилуз, прежде, чем в 1623 году её арестуют, обвинят в колдовстве и убийстве новорожденного ребёнка и питье его крови. Её доставили в Картахену, чтобы предать суду инквизиции.
Паула де Эгилуз отвергла все обвинения и заявила, что в их основе лежит ревность её соседей, которые завидовали ей, так как у неё и Хуана де Эгилуза была любовь. Согласно судебным протоколам, Паула объяснила, что она не пила кровь ребёнка, а "пыталась лечить его раздутый живот с помощью розмарина и лаванды".
Три месяца шло судебное разбирательство, которое, возможно, включало и пытки. Паула призналась, что была слугой дьявола, вербовала и готовила других ведьм и убивала младенца. Согласно судебным записям "дьявол лишил её памяти.. и что она исповедалась, потому что верила в Иисуса Христа и хотела сохранить свою душу в чистоте". Её осудили и приговорили к 200 ударам плетью и бессрочному изгнанию с Кубы, а также обязали в течении двух лет носить так называемую sanbenito, одежду, которую носили осуждённые еретики и прочие демонские прислужники.
Всего испанская инквизиция в Новом Свете рассмотрела 538 случаем колдовства, и более половины происходили в Картахене.
Картахена-де-Индиас была основана испанским конкистадором Педро де Эредиа в 1533 году и названа в честь города находившегося в Мурсии. Это один из самых важных испанских портов в Новом Свете, так как он был одним из пунктов отправки Золотых и Серебряных флотов их Нового Света в Европу. Из-за чего он привлекателен для пиратов и каперов на службе у иных государств, обитавших в Карибском Море и Мэйне. Несколько раз город подвергался нападениям и грабежам, а потому был обнесён стеной, а в дополнении к городской стене был построен морской форт, который стал серьёзной защитой от любых нападений, а потому его Картахену стали называть "городом-крепостью".
Почти все осужденные за колдовство в городе были женщинами, тем не менее приговоры, как правило, были менее суровыми, чем в Северной Америке или Европе. Самым распространенным наказанием было публичное порицание, удары плетью и принудительные работы. Подобные наказания выдавали отчасти по прагматическим причинам: испанцам нужна была дешевая рабочая сила для работы на различных предприятиях. Чаще всего отправляли на каторгу на плантацию или в шахты.
Через два года после первого судебного процесса в 1623 году Паула де Эгилуз стала свободной женщиной и переехала в Картахену, в район Гецемани, застроенный свободными чернокожими мужчинами и женщинами.
Хотя нет письменных свидетельств о том, как и почему Паула стала свободной женщиной. Скорее всего, что Хуан де Эгилуз освободил её от рабства, чтобы избежать связи с женщиной, осужденной за колдовство.
Паула работала прачкой и curandera - целителем. Ее клиентами были преимущественно свободные чернокожие женщины и мулаты, хотя приходили и более богатые представители города. Она предлагала своим клиентам зелья, ритуалы и молитвы, чтобы гарантировать любовь и верность их мужей и т.п. За свою работу ей часто платили до 50 песо, в то время как бутылка вина — предмета роскоши, импортируемого из Испании, — стоила пять песо.
В 1632 году Паулу обвинили в рецидиве колдовства. Во время своей защиты она стала обвинять самих инквизиторов в том, что они не смогли защитить её от влияния дьявола. Кроме того, на стала критиковать местную элиту, обвинять её в пособничестве ведьмам, а также указывала на вероятных ведьм. Затем, в 1634 году, прежде чем было принято решение по второму судебному разбирательству, начался третий процесс. Некоторые из тех женщин, которых Паула назвала ведьмами во время второго судебного процесса, обвинили ее в том, что она их лидер. В 1638 году её во второй раз признали виновной в колдовстве. К тому же, в свою защиту она заявляла, что она пыталась лечить людей и помогать им, а не вредить им.
Точно неизвестно, какое наказание она получила после второго осуждения, но в 1649 году испанский монах Педро Медина, которому было поручено отправлять отчеты в Испанию, писал, что Паула примирилась с церковью, регулярно посещала тюрьмы, подавала милостыню, проще говоря занималась богоугодными делами. Несмотря на репутации ведьмы это не помешало епископу Картахены Пересу де Лиссарагу в 1647 году обратиться к Пауле за помощью в целительстве незадолго до своей смерти. По донесениям того же Педро Медины, Паула также помогала в целительстве ещё четырём инквизиторам, имена которых неизвестны.
Конечно, история Паулы де Эгилуз не повторяет в точности историю Титубы. Однако, они обе смогли понять, что хотели услышать их обвинители. Таким образом, они смогли играть на страхах своих обвинителей, создав вокруг хаос и всеобщую панику. То что Паула стала обвинять священнослужителей и инквизиторов в том что они не защитили её от влияния дьявола тоже сыграло в её пользу, тем самым она обвинила церковь в слабости и неспособности защитить души верующих.
А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!