Фильм «Неизвестный в доме» (1992) действительно прошёл мимо массового российского зрителя, что легко объяснимо. В год выхода ленты на экраны у нас стране обозначился ярко выраженный «крен» в сторону динамичных, не всегда качественных американских боевиков.
А чуть позже мы вспомнили уже про классического персонажа Бельмондо: в кожаной крутке, весело раздающего тумаки направо и налево, носящего за поясом револьвер. Лишенная динамизма криминальная драма, которая в основе имеет сюжет близкий к русской классике, а именно, «Отцы и дети», едва ли мог впечатлить тех, что жаждал зрелищ.
Однако факт остается фактом, роль немолодого адвоката стала одной из лучших с точки зрения драматического искусства в послужном списке великого актера. А фильм ставил Жорж Лотнер – режиссер, некогда уставший от «причуд» Алена Делона, а потому решивший творить вместе с Бельмондо.
И именно этот творческий тандем родил те самые фильмы, по которым мы обычно судим о Жан-Поле: «Профессионал», «Игра в четыре руки», «Кто есть кто?». Мы уже говорили в материале, посвященном фильму «Дом убийств», что в определенный момент Жорж Лотнер стал интересоваться французскими триллерами, которые были сняты во время немецкой оккупации.
В этих фильмах трагизм чувствовался наиболее остро. «Неизвестный в доме» не был исключением. Он стал своего рода ремейком кинокартины 1942 года «Незнакомцы в доме», а та в свою очередь была экранизацией романа Жоржа Сименона, изданного как раз накануне того, как Франция «внезапно» проиграла войну.
Если говорить о сюжете, то он строится вокруг будней некогда известного адвоката, который после трагической гибели супруги на многие годы «залез в бутылку». Если бы не экономка, то его просторный дом превратился бы во что-то ужасное.
Дом – единственное, что объединяет главного героя с молодой дочерью, которая живет в отдельном крыле. Она водит туда своих друзей. Но не разговаривает с отцом, поддерживая видимость приличий, лишь безмолвно присутствуя на некоторых ужинах, да якобы праздничных застольях.
Сам адвокат ведет существование, напоминающее тягостный сон. От оного он пробуждается, когда ночью в доме раздался выстрел. На одном из этажей мэтр Лурса обнаружил тело молодого человека. Первым делом возникает подозрение, что это один из «шумных приятелей» его дочки.
Но почему его убили? Что на самом деле произошло? Вспомнив, что некогда был блестящим защитником, персонаж Бельмондо берется оправдать юношу, которого обвинили в этом преступлении. Тот безнадежно влюблен в красавицу Изабель, однако явно ощущается, что его чувствами манипулируют, что он был своего рода игрушкой в руках «богатеньких детишек».