Помните, в книге Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» был такой отрицательный персонаж – Негоро, который подвизался на шхуне «Пилигрим» в качестве судового кока. Так вот, этот нехороший человек положил под компас железный брусок. И под влиянием железа стрелка вместо того, чтобы показывать направление на север, т.е на магнитный полюс, стала показывать направление на северо-восток. И шхуна вместо Америки пошла в Африку.
Вот для измерения магнитного поля земли в океанах и морях, изучения магнитных полей и полюсов и были построены немагнитные суда. Ведь без таких измерений очень сложно правильно проложить курс судна, потому что нужно знать величину отклонения магнитной стрелки компаса.
Для таких исследований и необходимо судно с минимальным количеством магнитных элементов.
Первое немагнитное судно в 1909 году построили американцы. Это была небольшая деревянная шхуна «Карнеги». Она исправно прослужила науке 20 лет.
После второй мировой войны в СССР было принято решение построить немагнитную шхуну. Судно было построено в Финляндии в 1952 году для института земного магнетизма и названо по имени знаменитой шхуны экспедиции Э. Толля, которая в 1900 году направилась на поиски таинственной земли Санникова.
Судно строилось, как однопалубная парусно-моторная трехмачтовая шхуна.
Корпус и надстройки сделали из сосны, ели и дуба. Подводную часть корпуса покрыли листами латуни. Все крепежные детали, даже заклепки были сделаны из немагнитных металлов: латуни и бронзы. Тросы, цепи, якоря, кнехты и пр. также были из цветных немагнитных металлов и их сплавов. Даже балласт состоял из свинцовых отливок и кусков гранита.
На тот момент, да и потом это было ЕДИНСТВЕННОЕ в мире немагнитное судно.
В первую экспедицию «Заря» ушла уже в 1955 году. Немагнитная шхуна успешно поработала на Балтийском, Северном, Баренцевом и Белом морях, отлично показав себя в неприветливых полярных условиях плавания.
А в августе 1957 году шхуна «Заря», миновав гостеприимный Кронштадтский рейд ушла в длительную экспедицию по международной программе. Она пересекла Атлантику, миновала к Азорские острова и пошла еще дальше. Почти полуторагодовое плавание закончилось в Одессе в ноябре 1958 года.
После кропотливой обработки собранной информации, были составлены карты, на которых указывались точные данные о величинах магнитного склонения в разных районах мирового океана и обозначены зоны магнитных аномалий.
Листаем галерею:
Шхуна "Заря" Закончила свою научную деятельность в 1991 году, даже поучаствовав в 1985 году в съемках фильма «Дети капитана Гранта».
По некоторым данным, в общей сложности немагнитная шхуна «Заря» прошла более 700 000 морских миль за почти сорокалетнюю службу, побывав почти во всех морях и океанах Земли!!!
Основные характеристики немагнитной шхуны «Заря»:
- длина наибольшая (с бушпритом) — 52,5 м
- длина без бушприта – 44,5 м
- ширина — 8.75 м
- высота борта — 3,90 м
- средняя осадка — 3,2 м
- водоизмещение — 580 т
- мощность главного двигателя — 300 л. с.
- Площадь парусов – 720 кв.м
- скорость под двигателем — 8 узлов (14,8 км/ч)
- скорость под парусами — 6,5 узла (12 км/ч)
- Экипаж вместе со специалистами – 35-37 человек