Найти тему
Исследование Писания

КОЛОССЯНАМ (ч.52): ОБЯЗАННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ГОСПОД ПЕРЕД РАБАМИ

«Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1).

«Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (4:1)

Греческое слово кириой («господа»; см. 3:22) переведено множественным числом, но когда оно относится к Иисусу, то переводится единственным числом: «Господь» (1:3, 10; 2:6; 3:13, 17, 18, 20, 23, 24; 4:7, 17). Ранние христиане в своей массе не были состоятельными, некоторые даже были рабами. Поэтому лишь немногие из них могли сами владеть рабами. Возможно, поэтому Павел не даёт подробных наставлений владельцам рабов.

У раба было два господина, земной и небесный. Так как рабы считались собственностью, то их владельцы и надсмотрщики иногда обращались с ними не как с людьми, а как с животными. Законы того времени никак не защищали рабов, а господам позволяли относиться к ним, как к невосстановимому имуществу, которое легко заменить новым.

Христиане-рабовладельцы должны были заботиться о рабах и оказывать им должное и справедливое. Формы слова дикайос («должное») могут переводиться «правильно» (Фил. 4:8; Современный Перевод) и «праведный» (Рим. 3:10). «Справедливое» (исотес) в Новом Завете встречается ещё в двух стихах (2 Кор. 8:13, 14), где оно переводится как «равномерность» в смысле сохранения должного баланса. Эти два слова, объединенные союзом «и», означают, что господа должны быть внимательными к своим рабам и обращаться с ними правильно и благоразумно. Павел мог иметь в виду, что господа должны обращаться с рабами как с равными, такими же людьми, как и они сами. Это была революционная мысль. Обычно господа и мысли такой не допускали, что рабы могут иметь одинаковые права со свободными гражданами, и не поступали с ними так, как хотели бы, чтобы поступали с ними. Тем не менее, важнейшее учение Иисуса — поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами (Мф. 7:12), — относилось и к господам.

Павел не приказывает господам прямо освободить своих рабов. Гражданские законы этого не требовали, а христианство не бросало вызов властям. Но как закваска воздействует на тесто, так и принципы Христа потихоньку воздействовали на общество. Метод Иисуса вызывать изменения — не внешняя сила и не социальная революция. Хотя Его учения и революционны, они ведут только к внутренним переменам, а те, в свою очередь, выливаются в социальные преобразования. Благодаря наставлению Иисуса относиться к рабам по-человечески многие рабовладельцы отпустили своих рабов на свободу.

Рабовладельцы-христиане должны были помнить, что, как рабы Христа, они имеют Господа на небесах. Как они хотели, чтобы рабы повиновались и угождали им, так и сами они должны были стараться угождать Христу. Если сами они не имели такой возможности непрерывно присматривать за своими рабами, то для их небесного Господа ничто не пройдёт незамеченным.

#толкование библии #библиянакаждыйдень #послания павла #христианство #религия #послание апостола павла #колоссянам