Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О НОВОМ СОЗНАНИИ

В современных фильмах тоскливо смотреть на то, как в кадре разыгрывают дуэль, потому что кино имеет мало общего с тем, как это в действительности происходило.

В старых книгах технические подробности дуэли не описаны, потому что читателям эти подробности были хорошо знакомы.

В двух своих романах —
"AMERICAN'ец" и "Русский Зорро" — я описал дуэли не только в кроваво-страдательных подробностях, но и в технических: ★ как случался вызов, ★ как действовали секунданты, ★ как составлялись протоколы, ★ какое оружие можно было использовать, ★ как его выбирали и готовили, ★ что происходило с дуэлянтами непосредственно перед началом дуэли, ★ как они действовали в процессе... Всё это было строжайше регламентировано и, в моём представлении, представляет интерес не меньший, чем то, кто кого застрелил и что стала говорить княгиня Марья Алексевна.

-2

В 2012 году в нескольких челябинских гимназиях провели эксперимент по случаю 175-летия дуэли Пушкина. Старшеклассникам-гуманитариям рассказали про дуэль как раз те подробности, которые ускользают в художественной литературе и редко встречаются в научно-популярной, а потом предложили сформулировать своё отношение к такому способу разрешения конфликтов.

Надо сказать, что экспериментаторы особенно упирали на честь как ключевое понятие в дуэльном кодексе. Дуэлировали именно и только для защиты чести: собственной, своего родственника, дамы, страны...

8 февраля (по новому стилю) 1837 года потомственный российский дворянин Александр Сергеевич Пушкин и потомственный французский дворянин Жорж Шарль д’Антес, по иммиграционным документам барон Георг Карл де Геккерен, стрелялись в северном пригороде Петербурга, неподалёку от дачи, которую на лето снимал Пушкин. Оба защищали свою честь — и честь дамы. Выбора у обоих не было: отказ от защиты чести сам по себе являлся бесчестьем.

-3

В 2012 году после разъяснения сути и правил дуэли челябинским старшеклассникам предложили высказать свои взгляды на дуэль как способ защиты чести и достоинства.

Понятно, что без достаточных оснований я бы про это не писал. А основания такие:

(1)
Большинство участников эксперимента тупо сдули ответы из интернета, не вдаваясь в подробности копипасты. Они были очень удивлены, когда это мгновенно выяснилось. Никого из этого большинства, по их признанию, тема чести и достоинства не занимала вообще. Нет такого предмета в школьном курсе — нечего и голову напрягать.

(2)
Те, кто вё же напрягли головы и попытались ответить самостоятельно, возражали против дуэлей и предлагали различные отмазки.
Наиболее показательные ответы мальчиков:

— Зачем стреляться, если можно уволить или состроить козни: например, договориться с друзьями, чтобы противника оклеветали,

— Если у семьи есть деньги, можно договориться и заплатить ему, чтобы не лез или не возникал,

— Дуэли — это глупость, главное — выжить,

— Зачем рисковать жизнью из-за женщин? Сегодня, например, тебе нравится блондинка, а завтра может понравиться вообще какая-нибудь иностранка.


По мнению девочек, дуэль плоха тем, что могут убить как раз того, кто тебе нравится. Тогда "придётся выходить замуж за победившего, так как не известно, появятся ли ещё достойные поклонники, а этот за тебя уже боролся". Кроме того, девочки писали, что можно добиться благосклонности избранницы разными хитрыми способами — например, подарками или перспективами красивой жизни, а не дуэлью.

Про честь и достоинство не рассуждал никто.

(3)
Сейчас на дворе
2022 год. После эксперимента прошло 10 лет.

Старшеклассники челябинских школ, которые принимали в нём участие, уже вполне взрослые люди. После школы они получили какое-то образование, работают по найму или занимаются бизнесом, платят налоги, в той или иной степени участвуют в общественной жизни, ходят на выборы, ведут странички в социальных сетях... Многие женаты, воспитывают детей — и, хотя бы в силу возраста, составляют заметную часть нынешнего деесопособного общества, а в ближайшем будущем станут основой общества, его движителем.

При этом честь и достоинство для них находятся за пределами обсуждения. Это несущественные понятия. Единственная задача — выжить. Не существует выбора — кошелёк или жизнь, поскольку нет жизни без кошелька, или даже так: кошелёк — это и есть жизнь...
...а Пушкин — что Пушкин? Он давно умер.

-4