Найти тему
История моды с Марьяной С.

Чёрные ткани и белые кружева

Чёрный цвет и белые кружева... красивое сочетание! В то время как француженки, англичанки и итальянки первой половины XVII века носили наряда разных цветов, жительницы Нидерландов часто одевались в чёрное. Да ещё и наряды их были более строгими, скромными и закрытыми. Но белоснежные воротники и манжеты (а порой и чепцы), особенно кружевные, делали их ничуть не менее эффектными!

Портрет молодой женщины с перчатками, Рембрандт, 1630-е. (сс) Wikimedia Commons
Портрет молодой женщины с перчатками, Рембрандт, 1630-е. (сс) Wikimedia Commons

У Нидерландов была репутация производителя отличного качества тканей. И не могу не заметить, что вся красота их на портретах раскрывается только тогда, когда смотришь на портрет вживую – ну или хотя бы изображение очень высокого качества. Только тогда можно оценить всё великолепие неброского, казалось бы, костюма. Ведь чёрные наряды шили из разных тканей, и гладких, и с узорами - чёрным по чёрному, использовали и шерсть, и тонкое сукно, и бархат, и атлас. В результате получалась изумительная игра фактур! А большие белые воротники буквально подсвечивали лицо, освежая его...

Портрет молодой женщины с веером, Рембрандт, 1633. (сс) Wikimedia Commons
Портрет молодой женщины с веером, Рембрандт, 1633. (сс) Wikimedia Commons

А если добавить ещё немного золота и жемчуга, то зрелище получается великолепным. И роскошно, и элегантно одновременно! Кружева в ту эпоху сами по себе - настоящая драгоценность. И, например, валансьенские кружева, самые лучшие из плетёных кружев, делали из фламандских льняных нитей высочайшего качества.

Портрет Агаты Бас, Рембрандт, 1641. (сс) Wikimedia Commons
Портрет Агаты Бас, Рембрандт, 1641. (сс) Wikimedia Commons

Кстати, в одной из книг по истории костюма и отображению его в портретной живописи рекомендуют обратить внимание на то, как именно написаны кружева на манжетах на портретах кисти, например, Рембрандта. Приглядываешься - и точно! Смотрите: в нижней части манжет - белая краска по тёмному фону. А в верхней - наоборот, тонкие тёмные штрихи по белому... И в результате на картине возникает великолепное, "живое" кружево.

Деталь портрета Агаты Бас, Рембрандт, 1641. (сс) Wikimedia Commons
Деталь портрета Агаты Бас, Рембрандт, 1641. (сс) Wikimedia Commons

И никакой красный бархат и голубой атлас не нужны. И так красиво. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory