Чёрный цвет и белые кружева... красивое сочетание! В то время как француженки, англичанки и итальянки первой половины XVII века носили наряда разных цветов, жительницы Нидерландов часто одевались в чёрное. Да ещё и наряды их были более строгими, скромными и закрытыми. Но белоснежные воротники и манжеты (а порой и чепцы), особенно кружевные, делали их ничуть не менее эффектными!
У Нидерландов была репутация производителя отличного качества тканей. И не могу не заметить, что вся красота их на портретах раскрывается только тогда, когда смотришь на портрет вживую – ну или хотя бы изображение очень высокого качества. Только тогда можно оценить всё великолепие неброского, казалось бы, костюма. Ведь чёрные наряды шили из разных тканей, и гладких, и с узорами - чёрным по чёрному, использовали и шерсть, и тонкое сукно, и бархат, и атлас. В результате получалась изумительная игра фактур! А большие белые воротники буквально подсвечивали лицо, освежая его...
А если добавить ещё немного золота и жемчуга, то зрелище получается великолепным. И роскошно, и элегантно одновременно! Кружева в ту эпоху сами по себе - настоящая драгоценность. И, например, валансьенские кружева, самые лучшие из плетёных кружев, делали из фламандских льняных нитей высочайшего качества.
Кстати, в одной из книг по истории костюма и отображению его в портретной живописи рекомендуют обратить внимание на то, как именно написаны кружева на манжетах на портретах кисти, например, Рембрандта. Приглядываешься - и точно! Смотрите: в нижней части манжет - белая краска по тёмному фону. А в верхней - наоборот, тонкие тёмные штрихи по белому... И в результате на картине возникает великолепное, "живое" кружево.
И никакой красный бархат и голубой атлас не нужны. И так красиво. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory