Китай может и производит товары высокого качества. Например, Apple собирают в Китае. При заказе в РФ с официального сайта маки и телефоны едут из Гонконга, где и собираются за 14-20 дней. 14 заводов расположены в Китае, два в Америке, один в Южной Америке и один в Европе. Перенос фабрик из Китая во Вьетнам или Индию не связан с недостатками сборки продукции, а исключительно с политической ситуацией между Китаем и США.
Люксовые бренды, как Coach, Burberry, MK, выбирают своих OEM-производителей (Oriental-Equipment-Manufacture) в Китае.
Что касается местных китайских брендов в мире популярны Haier, Lenovo, GREE, Huawei и т.д. У каждого из них огромные потребительские рынки в Китае и за пределами.
Другой пример – CRH (Китайская высокоскоростная железная дорога). В 2015 году китайские производители поездов CSR и CNR даже превзошли гиганта Simens в области корпоративного права с национальным железнодорожным оператором Германии Deutsche Bahn. Китайские авиационные и космические технологии также лидируют в мире и идут рука об руку с Америкой и Россией.
Хотя в Китае есть несколько всемирно известных брендов, многие по-прежнему считают его «мировой фабрикой» без инноваций. Почему?
1. Это связано с историей развития экономики
Китай – это пять тысяч лет истории. И только три десятилетия рыночной экономики, по сравнению с западными странами. Китаю нужно много времени, чтобы стать «мировой фабрикой». Правило рыночной экономики решает, что при некоторых обстоятельствах дешевая цена в более привлекательна, чем качество. Количественное накопление привело страну к качественной трансформации. Экономика перешла от трудоемкой к ориентированной на инновации. Такой же путь прошла Япония. Например, японские товары: роботы, электроника, одежда и уходовые средства равно знак качества. Китайцы настолько без ума от покупки электронных плит в Японии, что они либо поедут в Японию, чтобы купить их домой, либо поручат людям купить одну для них (это называется «дайгоу») как раз из-за качества. Но в 60х в США и Европе японские товары считались плохими. Китай превращается из количественного в качественного производителя.
2. По сравнению с Германией, Англией и США, Китаю не хватает истории промышленного основания
Несмотря на то, что национальные бренды электроники стали всемирно известными, экспортируемые товары по-прежнему не конкурентоспособны на мировом рынке. Для развивающейся экономики многие компании в Китае далеки от зрелости, им не хватает инновационных технологий, достойной рабочей этики и культуры сотрудничества.
Поскольку Китай начинает с трудоемкого рынка, его также осуждают за культуру подражания: поддельные продукты, похожие по внешнему виду, но без базовой технологии. На самом деле, культуру подделок порождает дефицит прав интеллектуальной собственности в Китае и популярность индустрии «дайгоу».