Найти тему
Вижу красоту

190 лет Дулёвскому фарфору: Мастера прекрасного

Друзья, в 2022 году Дулёвскому фарфоровому заводу исполняется 190 лет. Хочу процитировать книгу 1980 года «Дулёвский фарфоровый» из серии изданий «Передовые коллективы» издательства «Лёгкая индустрия».

Мастера прекрасного // Коновалов А. Д. Дулёвский фарфоровый. – М.: Лёгкая индустрия, 1980. – 96 с., ил. (Серия «Передовые коллективы»)

Самый большой цех завода – живописный. В нём работают 1100 рабочих и 32 инженерно-технических работника. В цехе имеется около 2 тыс. норм – так много здесь разнообразных операций по оформлению, обжигу и обработке изделий. Живописный цех – это 7 мощных печей для обжига декорированных изделий, производительность которых от 30 до 60 тыс. изделий в сутки, 12 конвейерных линий для оформления посуды отводкой, декалькоманией (переводными рисунками), шёлкотрафаретной печатью и методами комбинированного декорирования.

За окнами мороз, пурга, а на столах, за которыми работают живописцы, цветут розы, тюльпаны, нежная сирень, сплетаются ветви берёз и скачут по цветущему лугу золотые олени. Волшебство это происходит в живописном цехе, где руками искусных мастеров создаётся яркий и красочный дулёвский фарфор.

Н. В. Рульков принёс ящики с изделиями, полностью покрытыми пурпурной краской, расставил их на столе и принялся за работу. Здесь, на участке оформления высокохудожественных изделий, самые лучшие живописцы завода выполняют ответственные заказы.

Нетороплив в движениях Николай Васильевич. Краску растирает на стеклянной палитре шпателем. Несколько мазков – и распустились на чайнике цветы. Краски пока тусклы, но они приобретут блеск после обжига.

Добрая слава идёт о бригаде коммунистического труда Н. В. Рулькова. В бригаде сочетается мастерство с организаторским талантом.

Владимир Яснецов (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Весенний». 1988. Дулёво. Высота 10,5 см. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / Пр-187. Госкаталог: 13399015. Источник: goskatalog.ru
Владимир Яснецов (роспись). Отари Мухигули (форма «Белый лебедь», 1968). Сервиз «Весенний». 1988. Дулёво. Высота 10,5 см. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / Пр-187. Госкаталог: 13399015. Источник: goskatalog.ru

За большим столом, удобно опершись о подлокотник, наносит узоры на чашки, блюдца и чайники В. Б. Косенкова, ветеран производства. Она расписывает тонкостенный сервиз «Весенний». Постоянно перевыполняет норму выработки на 30–40%. Сложные рисунки выполняет живописец А. Е. Шибаев, награждённый за ударный труд орденом Октябрьской Революции. Со сменным заданием справляется за 6 часов, каждый день выпускает дополнительную продукцию.

Известна своими ценными начинаниями бригада кавалера ордена Трудового Красного Знамени В. Е. Медведева. Живописцы несколько раз пересматривали нормы выработки, увеличивая их, проявив тем самым высокую сознательность, чувство ответственности за общее дело. В дни трудовой вахты в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина они ежедневно перевыполняют задания на 30–33%.

На одном из рабочих мест трудится отводчица изделий, член Орехово-Зуевского ГК КПСС Л. С. Сидорова. Работает она быстро и красиво. Возьмёт пылающий алыми розами бокал, поставит на вращающуюся турнетку – плоский металлический диск на стержне – и проведёт кистью по краю бокала ровную коричневую линию. Смотришь – бокал уже в ящике, а на турнетке другой. Ящик заполнен, поставит новый, и снова крутится турнетка, и опять ложатся на чашки, бокалы, блюдца ранты, усики и ленты. До 2,5–3 тыс. изделий за смену обрабатывает Л. С. Сидорова, в полтора раза перевыполняя задания.

«Я делаю отводку на дорогостоящих живописных изделиях ручной работы, – рассказывает Людмила Степановна, – заканчиваю процесс их изготовления. Мои ленты и отводки – последний штрих, завершающий труд большого коллектива. Сделаю всё хорошо – после обжига фарфор поступит в магазин, к людям; испорчу – загублю труд формовщиков, обжигальщиков, живописцев».

Только брака у неё не бывает. Более того, кавалер ордена Ленина Л. С. Сидорова стала инициатором движения за работу без боя. И более тысячи рабочих живописного цеха поддержали её почин.

Отводчица Г. 3. Логунова 15 декабря 1978 г. первой на заводе выполнила личную пятилетку. Здесь же работает её дочь комсомолка Е. Варфоломеева. Она расписывает сервизы «Песня», «Розовая птица», «Театральный».

На втором и третьем этажах расположены конвейеры, на которых изделия облагораживают методом декалькомании. Применяется на заводе и так называемая сдвижная деколь, позволяющая получить более чёткую непрерывную линию графического рисунка и большие поверхности гладкого цвета. Высокой производительности при этом добилась бригада В. В. Ромашиной, в которой каждое четвёртое изделие декорируется сверх плана.

При декорировании фарфора, где раньше преобладал ручной труд, стали широко применяться различные технические средства. Новинки последнего времени – отводочные полуавтоматы. Рабочий лишь ставит и снимает тарелки, всё остальное делает машина.

В живописном цехе используется автомат для отводки плоских изделий препаратом жидкого золота. Его производительность составляет до 600 тарелок или блюдец в час. Пять автоматов обслуживают два человека.

Автомат состоит из полуавтомата для отводки плоских изделий и бункера-стопеллера. Эти агрегаты объединены единой электрической и пневматической схемами управления, обеспечивающими их взаимосвязанную чёткую работу.

Тарелка из сервиза «Ромашки в кобальте». 1951. Дулёво. Диаметр 17,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18575. Госкаталог: 7513979. Источник: goskatalog.ru
Тарелка из сервиза «Ромашки в кобальте». 1951. Дулёво. Диаметр 17,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18575. Госкаталог: 7513979. Источник: goskatalog.ru

Годовой экономический эффект от внедрения автомата составляет около 19,3 тыс. руб., высвобождается семь рабочих. Автомат разработан Дулёвским филиалом ЦПКТБ Минлегпрома РСФСР, конструкторами которого создан также станок для печати полых цилиндрических изделий (чашки, кружки). Проектная производительность станка, обслуживаемого одним рабочим, составляет 1300–1500 изделий в час.

Изделия устанавливают вручную, остальные операции выполняются автоматически. При движении трафаретной формы на поверхность вращающегося изделия наносится рисунок продавливанием краски через сетку трафаретной формы.

При декорировании методом шёлкотрафаретной печати экономическая эффективность составляет 22–23 тыс. руб. в год, высвобождается 8–10 рабочих.

На заводе широко применяется также аэрография – нанесение краски пульверизатором.

Павел Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Салют». 1951. Дулёво. Высота 9,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18723. Госкаталог: 7514000. Источник: goskatalog.ru
Павел Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Салют». 1951. Дулёво. Высота 9,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18723. Госкаталог: 7514000. Источник: goskatalog.ru

До сих пор расписанные изделия ставили в ящики, отправляли к печам и там устанавливали (производили заборку) на ленту для обжига. В настоящее время в новом корпусе разработан поток, на котором изделия подаются для обжига без заборки. Живописцы ставят изделия на специальные сетки, которые грузятся в жаропрочные люльки толкающего конвейера и подаются в печь. При выходе изделия автоматически направляются на переборку. Этот поток разработан конструкторами Б. В. Собакиным и Г. И. Фоминым. Несомненно, здесь виден элемент организации труда будущего. При данной организации труда производительность работающих повысилась.

Тонко позванивает фарфор на конвейерах. Кружатся турнетки, с помощью которых рабочие наносят на изделия линии отводок, завершающие рисунок, 200 тыс. изделий в день декорирует коллектив цеха. При столь больших масштабах производства внедрить новый рисунок – дело нелёгкое. Но дулёвцы живут не одним днём, они думают о будущем.

«Все более мощный поток белых и раскрашенных, лёгких, тонкостенных чашек, и массивных, словно резных тарелок, ваз устремляется к прилавкам магазинов. И нужно в каждое изделие, каким бы тиражом оно ни изготовлялось, привнести что-то новое, совершенное, чтобы оно содержало элементы подлинного искусства, радовало покупателя, чтобы у него была потребность покупать, – говорит начальник живописного цеха В. Н. Лысяков. – Мы помним об этом и, выпуская изделия массового спроса, постоянно обновляем рисунки».

Фарфор расписан. Чтобы краска закрепилась на белой глади, изделия до последнего времени обжигали в громоздких и тяжелых в обслуживании муфельных печах. Этот обжиг – конечный, наиболее ответственный и сложный. Ведь керамические краски и препараты из драгоценных металлов, применяемые для украшения фарфора, очень чувствительны к перепаду температур.

Павел Кожин. Скульптура «Горновщик». 1940-е. Дулёво. Высота 22 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14864. Госкаталог: 24650041. Источник: goskatalog.ru
Павел Кожин. Скульптура «Горновщик». 1940-е. Дулёво. Высота 22 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14864. Госкаталог: 24650041. Источник: goskatalog.ru

Участок обжига декорированных изделий в течение длительного времени был одним из самых «узких мест» на заводе. Печи занимали большие производственные площади, были малопроизводительны; условия труда были неудовлетворительны. Всё это осложняло работу. Возникла проблема создания легкообслуживаемых печей с равномерным распределением температуры, при использовании которых возможна более высокая организация труда. Проблема была решена коллективом заводских конструкторов, теплотехников и инженерно-технических работников живописного и других цехов. Большой вклад в создание новых печей внесли инженеры Б. В. Собакин, И. Г. Шульман и М. И. Обрубов.

На Дулёвском фарфоровом заводе спроектированы, построены и освоены новые виды агрегатов для обжига – рольганговые горизонтально-щелевые и вертикально-щелевые конвейерные печи. Они малогабаритны, снабжены автоматикой, просты в обслуживании. Их пуск позволил значительно повысить производительность труда, а также сократить брак, улучшить организацию и условия труда.

Изделия ставят в многополочные люльки, которые автоматически входят в печь и по окончании цикла обжига выходят из неё. По пути движения люлек по замкнутому кольцу толкающего конвейера изделия ставятся в них, снимаются, подвергаются чистке и полировке. Все транспортировочные операции на участке выполняют толкающие конвейеры.

Благодаря внедрению конвейерных печей уменьшенных габаритов высвободилась производственная площадь, что дало возможность организовать переборку и упаковку изделий сразу после обжига. В результате было выполнено задание по упаковке столовых и чайных сервизов и другой комплектной продукции в коробки.

На участке обжига смонтирован полочный подъёмник, он подаёт изделия к печам с участков декорирования. В настоящее время заборщики не подносят посуду вручную, заметно возросла их производительность труда.

На участке работает большое число конвейеров, поточные линии для переборки и упаковки изделий, что обеспечило выполнение плана в заданном ассортименте, а также позволило перейти с работы в три смены на работу в две смены.

Внедрение научной организации труда на участке декорированного обжига повысило производительность груда на 40%, высвободило 86 рабочих и снизило бой на 0,7 %. Общая годовая экономическая эффективность составила более 124 тыс. руб.

В настоящее время предъявляются высокие требования к упаковке продукции. Конструкторы Дулёвского филиала ЦПКТБ Минлегпрома РСФСР разработали установку для упаковки плоских изделий с использованием плёнки, которая успешно применяется на Дулёвском фарфоровом заводе. Установка отличается высокой производительностью – в минуту она упаковывает шесть стопок изделий по 6–8 шт. (тарелок или блюдец) в каждой. Обслуживает установку один человек.

Капитальные затраты равны 7,1 тыс. руб. Срок окупаемости затрат 4 мес. Годовой экономический эффект составил 25,5 тыс. руб. Благодаря внедрению установки высвобождается 6 рабочих.

Николай Хренов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Украинский орнамент». 1950. Дулёво. Высота 10,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18704. Госкаталог: 7513939. Источник: goskatalog.ru
Николай Хренов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Украинский орнамент». 1950. Дулёво. Высота 10,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18704. Госкаталог: 7513939. Источник: goskatalog.ru

В живописном цехе сложился дружный коллектив из великолепно владеющих мастерством живописцев, отличающихся высокой сознательностью и дисциплиной.

В течение многих лет расписывает фарфор высококвалифицированный живописец В. В. Корочкин. Несколько мазков – и распустятся на чашке цветы. Задание он выполняет на 120%. За успешную работу В. В. Корочкин награждён орденом Октябрьской Революции. Коллектив завода оказал ему большое доверие: он избран депутатом городского Совета народных депутатов.

В живописном цехе большое распространение получило наставничество. Кадровая работница Г. М. Арбузова подготовила более 25 рабочих. При помощи ветеранов молодёжь быстро постигает профессиональное мастерство. Добрая слава идёт на заводе о живописцах комсомольско-молодёжной бригады Т. А. Боевой, не раз побеждавшей в соревновании под девизом: «Российскому фарфору – отличное качество». За смену она оформляет не менее 4-х чайных тонкостенных сервизов «Утренний» вместо 3-х по норме.

Новую поточную линию, вступившую в строй в 1979 г., осваивает преимущественно молодёжь. Среди молодых выделяется комсомолка Н. Белова, она наносит рисунки методом шелкотрафаретной печати. Молодая работница успешно сочетает производственную деятельность с общественной работой.

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Песня» (в зелёном). 1951. Дулёво. Высота 9,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18223. Госкаталог: 32920559. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Песня» (в зелёном). 1951. Дулёво. Высота 9,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18223. Госкаталог: 32920559. Источник: goskatalog.ru

Год от года увеличивается поток разнообразной посуды. Особенность фарфоровых изделий заключается в том, что они не только удовлетворяют насущные бытовые потребности, но и представляют собой художественные произведения. Фарфором будущего уже сегодня занимаются скульпторы и художники творческой лаборатории, которую почти полвека возглавляет главный художник завода, чл.-кор. Академии художеств СССР, лауреат государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, засл, художник РСФСР П. В. Леонов.

«Советский фарфор, – говорит искусствовед Н. В. Воронов, – нельзя себе представить без работ П. В. Леонова. Почти всё новое, родившееся в советском декоративном искусстве за последние сорок лет, связано с его именем, находит талантливое воплощение в его росписях».

Пётр Леонов. Штофы. Дулёво. РИА Новости. Фото № 458561. Источник: visualrian.ru
Пётр Леонов. Штофы. Дулёво. РИА Новости. Фото № 458561. Источник: visualrian.ru

П. В. Леонов работает в кабинете, напоминающем выставку или склад расписного фарфора: сервизы, белые и раскрашенные, словно яркие птицы, вазы, чайники, декоративные блюда, скульптура, штофы для вина разнообразной формы и размеров, всех цветов радуги – «Петровский», «Русский», «Гербовый», большое оранжевое блюдо, по глади которого среди диковинных цветов скачет золотой олень...

Пётр Леонов (роспись). Блюдо «Золотой олень». 1964–1968. Дулёво. Аукцион «Искусство. Творчество. Ремёсла». Источник: ru.bidspirit.com
Пётр Леонов (роспись). Блюдо «Золотой олень». 1964–1968. Дулёво. Аукцион «Искусство. Творчество. Ремёсла». Источник: ru.bidspirit.com

«Все дулёвские рисунки пошли, как дуб из желудя, от ярких агашек и розанов, от народного письма по керамике. Агашка – бесхитростный цветок, названный по имени безвестной женщины – живописца Агафьи, – рассказывает П. В. Леонов. – Их было много сто и более лет тому назад, писали они кистью, а то и просто пальцем по фарфору. Писали лихо, броско, смело, быстро под аккомпанемент плывущих по цеху грустных и весёлых песен. Так сложился стиль агашечного фарфора. Я застал ещё агашечниц и понял, что в их рисунках – душа Дулёвского фарфорового завода. Пока мы верны народным традициям, дулёвский фарфор будет молодым и оптимистичным».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Мальчик со скворечником». 1954. Дулёво. Высота 33 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17394. Госкаталог: 7560058. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Мальчик со скворечником». 1954. Дулёво. Высота 33 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17394. Госкаталог: 7560058. Источник: goskatalog.ru

В современном русском фарфоре и фаянсе определились два основных направления, две школы – московская и ленинградская. Различия этих двух школ заключаются прежде всего в том, что подмосковные заводы и ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова занимают неодинаковое место в промышленности: Дулёвский, Дмитровский, Конаковский заводы – крупнейшие предприятия по выпуску массовых изделий, Ленинградский завод преимущественно создаёт и выпускает специальную художественную продукцию. По-разному сложились их авторские коллективы.

Пётр Леонов (декор). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Космос». 1963. Дулёво. Высота 9,6 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2320/6-к. Госкаталог: 29032462. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов (декор). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Сливочник из сервиза «Космос». 1963. Дулёво. Высота 9,6 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2320/6-к. Госкаталог: 29032462. Источник: goskatalog.ru

Конечно, и для каждого предприятия, относящегося к московской школе, характерен свой художественный почерк. Творческие коллективы Дулёвского и Дмитровского (посёлок Вербилки Московской области) заводов верны народным традициям, имеют много общего, но изделия их различны по манере исполнения. Фарфор Вербилок не так ярок, да и расписан меньше, чем дулёвский. Вербилковцы бережнее относятся к его белизне. Они более сдержанны: рисунок почти никогда не нарушает форму изделия, не нанесут, например, крупной розы на небольшую чашечку.

Аста Бржезицкая. Скульптура «портрет искусствоведа Л.Г. Крамаренко». Дулёво. Аукцион «Среди коллекционеров».
Аста Бржезицкая. Скульптура «портрет искусствоведа Л.Г. Крамаренко». Дулёво. Аукцион «Среди коллекционеров».

«Для художников Дулёвского фарфорового завода, – отмечает искусствовед Л. Г. Крамаренко, – характерна свободная кистевая роспись, густо, а то и сплошь закрывающая фарфор. Главный приём такой росписи – мягкий пастозный мазок, которым не просто наносится краска; послушный движению руки мастера, он придаёт рисунку ритм. Благодаря переходам от темного тона к светлому мазок всегда разнообразен. Такую роспись фарфора – подчёркнуто декоративную, напряженную по цветовой гамме и композиции – первым применил П. В. Леонов».

Яркий, жизнерадостный фарфор создают художники Дулёва. Использование золота в росписях делает их ещё более мажорными. Свежи и прозрачны работы В. К. Яснецова «Осень», «Вечерняя песня» и «Лунная ночь». Его рисунки лиричны и светлы, как весеннее утро.

Талантлив Г. С. Захаров, мастер нежных рисунков, автор «Воспоминаний о театре».

Сергей Аникин. Чайник доливной из сервиза «Букет в окне». 1970-е. Дулёво. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-2061. Госкаталог: 32998167. Источник: goskatalog.ru
Сергей Аникин. Чайник доливной из сервиза «Букет в окне». 1970-е. Дулёво. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-2061. Госкаталог: 32998167. Источник: goskatalog.ru

Живописны росписи крупного художника-орнаменталиста С. Г. Аникина.

Константин Кукушкин (роспись). Чайник из сервиза «Элегия». 1968. Дулёво. Высота 16,3 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2972/1-к. Госкаталог: 10734880. Источник: goskatalog.ru
Константин Кукушкин (роспись). Чайник из сервиза «Элегия». 1968. Дулёво. Высота 16,3 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2972/1-к. Госкаталог: 10734880. Источник: goskatalog.ru

В классических традициях выдержан сервиз «Элегия» ветерана войны и труда К. Г. Кукушкина. Художник в высшей степени искусно сочетал белизну фарфора с чёрной розой и золотом. Удался ему и подарочный свадебный набор «Восточный».

«Все эти изделия праздничны, веселы, задорны. И это, — замечает искусствовед Л. Г. Крамаренко, – роднит их с традиционным дулёвским фарфором. В то же время нельзя заметить, что современная роспись строится на иных композиционных принципах, а в отличие от своих давних предшественников художники Дулёва расписывают предмет сплошным узором, не считаясь с его конструкцией, не выделяя детали формы, часто даже заполняя внутреннюю поверхность, словно художник нарочито заявляет о своем стиле».

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Чашка из сервиза «Песня». 1951. Дулёво. Высота 4,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11618/1. Госкаталог: 29888297. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934). Чашка из сервиза «Песня». 1951. Дулёво. Высота 4,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11618/1. Госкаталог: 29888297. Источник: goskatalog.ru

Творческий коллектив завода, конечно, следует этим традициям, но у каждого художника свой почерк.

В русских традициях пишет С. Е. Медведев.

Интересны графические и живописные работы В. А. Городничева и В. Н. Васильева.

Самобытно творчество В. Ф. Колосова.

На заводе успешно работает группа скульпторов-керамистов.

Алексей Сотников. Скульптура «Сокол». 1957. Дулёво. Высота 54,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11964. Госкаталог: 14326336. Источник: goskatalog.ru
Алексей Сотников. Скульптура «Сокол». 1957. Дулёво. Высота 54,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11964. Госкаталог: 14326336. Источник: goskatalog.ru

Яркую страницу в историю советского фарфора вписал А. Г. Сотников. Широко известна его фарфоровая скульптура «Сокол», выполненная в Дулёве. Образность, обобщение и пластика обеспечили «Соколу» большой полёт. На Всемирной выставке в Брюсселе это произведение А. Г. Сотникова было отмечено высшей наградой – «Гран при», а международная Академия керамики приняла скульптуру в свой фонд.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Ревизор». По одноимённой комедии Н. В. Гоголя, поставленной Московским театром сатиры. 1975. Длина 70,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого / 313-пр. Госкаталог: 27650536. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Ревизор». По одноимённой комедии Н. В. Гоголя, поставленной Московским театром сатиры. 1975. Длина 70,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого / 313-пр. Госкаталог: 27650536. Источник: goskatalog.ru

Более 30 лет трудится на заводе скульптор А. Д. Бржезицкая. В последнее время она увлечённо работает над театральной тематикой: созданы скульптуры «Принцесса Турандот», «Ревизор» и др.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Регулировщица» / «День Победы». 1985. Дулёво. Высота 15 см. Узловский художественно-краеведческий музей / ИЗО 400. Госкаталог: 23732472. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Регулировщица» / «День Победы». 1985. Дулёво. Высота 15 см. Узловский художественно-краеведческий музей / ИЗО 400. Госкаталог: 23732472. Источник: goskatalog.ru

Высокую оценку получили её фигуры «Регулировщица» и «Василий Тёркин».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Василий Тёркин» / «Солдат». 1980. Дулёво. Высота 23,5 см. Узловский художественно-краеведческий музей / ИЗО 401. Госкаталог: 23732476. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Василий Тёркин» / «Солдат». 1980. Дулёво. Высота 23,5 см. Узловский художественно-краеведческий музей / ИЗО 401. Госкаталог: 23732476. Источник: goskatalog.ru

С молодым задором работают ветераны труда Н. А. Малышева и Е. И. Гатилова. Очень интересны работы Г. Д. Чечулиной, многопланового и яркого скульптора. Поэтичны живописные работы О. М. Богдановой.

Пётр Леонов (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). Сервиз «Архитектурный». 1984. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 2154/1. Госкаталог: 13995149. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964). Сервиз «Архитектурный». 1984. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 2154/1. Госкаталог: 13995149. Источник: goskatalog.ru

Оригинальную форму столового сервиза «Прима» и тонкостенного чайного сервиза «Белая лебедь» создал скульптор О. М. Мухигули. Сервиз «Белая лебедь» наряду с сервизом «Тюльпан» стал основным массовым тонкостенным сервизом. Своеобразная, напряжённая и очень пластичная архитектура, лёгкие, с рельефной поверхностью изделия – всё это принесло сервизу большой успех, ему был присвоен государственный Знак качества. Сервиз технологичен, удобен для производства. Его предметы имеют большую поверхность, удобную для росписи, и художники завода создали для этого сервиза много интересных рисунков.

Плодотворно работает над новыми формами изделий старший скульптор А. А. Гузанов. Массовыми тиражами выходит его чайный сервиз «Колечко». Последние работы А. А. Гузанова – изящные наборы посуды «Лира», художественные вазы. Его работы технологичны, современны, пластичны.

Вера Тодорская (роспись). Алексей Гузанов (форма «Лира»). Кофейник из сервиза «В саду». 1978. Дулёво. Высота 23 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / к-3932/1. Госкаталог: 10735014. Источник: goskatalog.ru
Вера Тодорская (роспись). Алексей Гузанов (форма «Лира»). Кофейник из сервиза «В саду». 1978. Дулёво. Высота 23 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / к-3932/1. Госкаталог: 10735014. Источник: goskatalog.ru

Интересно творчество потомственного фарфориста Г. И. Монахова. На заводе работал его дед, отец обжигал изделия, покрытые кобальтовой глазурью, мать была формовщицей. На заводе также трудятся два сына Г. И. Монахова.

Долгие годы Г. И. Монахов работал скульптором-модельщиком, в последнее время проявил себя как незаурядный создатель новых форм. Им созданы выпускаемые большими тиражами чайные сервизы «Рубин», «Шпиль», «Спутник», бокалы «Весенний», вазы «Рассвет».

Сравнительно недавно начал конструировать изделия новых форм молодой скульптор А. С. Рыжков и вот удача: приняты к производству его столовый и чайный сервизы «Русское поле».

Алексей Карпов (роспись). Анатолий Рыжков (форма «Русское поле»). Чайник из сервиза «Маков цвет». 1988. Дулёво. Высота 15,5 см. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / ФФ-1897. Госкаталог: 2373656. Источник: goskatalog.ru
Алексей Карпов (роспись). Анатолий Рыжков (форма «Русское поле»). Чайник из сервиза «Маков цвет». 1988. Дулёво. Высота 15,5 см. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / ФФ-1897. Госкаталог: 2373656. Источник: goskatalog.ru

Творческий коллектив художников и скульпторов постоянно разрабатывает новые формы изделий и новые рисунки. Девиз их работы выразил главный художник завода П. В. Леонов:

«Конструктивная ясность и логичность форм, эмоциональная напряжённость пластики языка и яркая декоративная живопись – наши основные принципы и традиции».

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив