ХХ век. Эпоха Сталина, время Красных Титанов. Уверенные в своей исторической правоте, они «штурмовали небеса», не щадя ни своих, ни чужих. Ни жен, ни друзей, ни целые народы. Таков и один из ближайших соратников Хозяина – Лаврентий Павлович Берия.
Мало кого так демонизировали после смерти, как его. Все слышали о Берии- «к̶р̶о̶в̶а̶в̶о̶м̶ п̶а̶л̶а̶ч̶е̶», многие слышали о Берии-серийном любострастнике, лично и̡̟͍з̙̘н̻̘̼а̝͓͔с̠̫͖и̡̙̦л̡̞͇о̻̻̪в̦͉а̻̦̪в̞̙̞ш̢̙̘е̦̪м̺͙͍ все женское население Москвы, причем не по одному разу. Известно о службе Берии в контрразведке буржуазного Азербайджана в 1919-20 гг., и его спорных внешнеполитических инициативах 1953 г., наподобие возврата Кенигсберга Германии, а Курильских островов – Японии.
Попробуем взглянуть на Лаврентия Павловича под другим углом?
Например, его работа в руководстве советского Закавказья до 1938 года. За этот период уровень жизни населения его «малой родины» - Грузии стал наивысшим в СССР. В эти же годы, благодаря усилиям первого секретаря Закавказского крайкома ВКП(б) Л.П. Берии Грузия стала «всесоюзной здравницей» и оставалась таковой вплоть до распада Советского Союза.
Хорошо знакомая Лаврентию Павловичу по работе в Азербайджане нефтяная промышленность Баку при первом секретаре крайкома Берии также получила «второе дыхание». До открытия профессором Преображенским «второго Баку» в Поволжье оставалось еще 10 лет, и нефтепродукты из Закавказья были единственной надеждой советского руководства, готовившегося к «войне моторов».
С 1938 года, переехав в столицу, Берия возглавляет НКВД. Вопреки распространенному заблуждению, он не раскручивал маховик «Большого Террора», а совсем наоборот. Встав у руля грозной спецслужбы, Лаврентий Павлович резко сократил масштабы репрессий, проводившихся его предшественниками Ягодой и Ежовым. По современным данным, лично Берия инициировал пересмотр десятков тысяч уголовных дел, и способствовал освобождению из лагерей перед войной, по разным оценкам, от 150 до 280 тысяч человек.
До февраля 1941 года советская внешняя разведка входила в структуру НКВД и, соответственно, подчинялась наркому Берии. Те два с половиной года, что Лаврентий Павлович возглавлял также и эту службу, отмечены самыми выдающимися успехами советских разведчиков – создание сети нелегальных резидентур по всей Европе, инфильтрация наших агентов в «коридоры власти» многих западных и восточных держав. Были и громкие операции – ликвидация Троцкого, например.
В годы Великой Отечественной войны Верховный Главнокомандующий доверил своему «верному Лаврентию» ответственный пост Председателя Оперативного бюро Государственного Комитета Обороны (ГКО). В этом качестве Берия курировал работу всех без исключения промышленных наркоматов, работавших на оборону, а также критически важных в условиях войны транспортных и инфраструктурных органов.
Повоевать Лаврентию Павловичу тоже пришлось. Когда в 1942 немецкая группа армий «А» достигла Главного Кавказского хребта, и нефтяным месторождениям Чечни и Азербайджана угрожал захват неприятелем, именно Берия был отправлен Верховным возглавить оборону Кавказа.
Следующий, 1943 год – судьбоносный для нашего героя. Понимая значение работы над атомным оружием, И.В. Сталин дал команду резко ускорить исследования и разработки в области «немирного атома». Вождь не колебался, выбирая ответственного руководителя для советского атомного проекта. Л.П. Берия возглавил его, и довел до успешного завершения. Первое советское «изделие РДС-1» (кодовое название отечественной атомной бомбы) было взорвано на Семипалатинском полигоне в Казахстане 29 августа 1949 года, за четыре года до смерти руководителя проекта.
Позволим себе привести цитату о Берии из воспоминаний «отца изделия РДС-1», академика Ю.Б. Харитона: «Фантастически сложная фигура, страшный, но очень умный человек.» Работа Л.П. Берии над советским «атомным проектом» широко известна, и его заслуги в создании атомного щита СССР не отрицаются даже ненавистниками Маршала Советского Союза (это звание ему было присвоено летом победного 1945 года).
Менее известна роль Маршала Берии в создании «ракетного щита Родины». Официально проектом по строительству первых советских систем ПВО на основе управляемого зенитно-ракетного оружия руководил его талантливый сын – разведчик, инженер, Главный Конструктор Серго Лаврентьевич Берия. Но нет сомнений, что всесильный отец не оставлял дело сына без внимания и помощи. В результате незадолго до своей смерти Лаврентий Павлович увидел собственными глазами первый советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-25, произведенный «хозяйством Берии-младшего».
К сожалению, деятельность Л.П. Берия в течение марта-июня 1953 года, между смертью И.В. Сталина и к̷а̷з̷н̷ь̷ю̷ (некоторые считают это бессудной расправой) нашего героя вызывает много вопросов. Будучи ближайшим соратником Хозяина, первые месяцы после смерти последнего Маршал Берия был практически единоличным руководителем Союза ССР. Выше уже упоминались его спорные, чтобы не сказать больше, внешнеполитические инициативы. Во внутриполитической жизни его деятельность в этот период также оценивается неоднозначно. Широкая амнистия для «сидельцев ГУЛАГа по 58-ой статье», инициированная Берией, вылилась в массовое освобождение из мест заключения профессиональных преступников и вообще уголовного элемента, о чем снят пронзительный советский фильм «Холодное лето пятьдесят третьего года».
В области экономики Л.П. Берия реализовал не менее спорные инициативы, в частности, именно на основании письма Берии в Совет Министров было остановлено строительство добрых двух десятков крупных инфраструктурных объектов.
К сожалению, русский народ также поминает Маршала недобрым словом за его инициативы 1953 года по «коренизации» управления в западных республиках СССР, а, если называть вещи своими именами – по отстранению русского населения от рычагов власти в УССР, БССР и республиках Прибалтики, и передаче реальной власти представителям титульных национальностей. Как показало дальнейшее, это оказалось бомбой замедленного действия, подложенной под здание Советского Союза.
Но мы все же помним и ценим Лаврентия Павловича Берию за его роль в создании другой бомбы.