Найти тему
Юлия Варенцова

А вы знали, что рассказчик с картины "Охотники на привале" - это доктор Дымов из "Попрыгуньи" Чехова?

Василий Перов, "Охотники на привале", 1871
Василий Перов, "Охотники на привале", 1871

Василий Перов на время отходит от обличительных сюжетов и создает тематическую серию картин о маленьких радостях простого человека – "Птицелов", "Рыболов", "Ботаник", а на первой передвижной выставке представляет публике "Охотников на привале".

Первые зрители видят на этой картине "знакомые все лица" – персонажи написаны с реальных прототипов. Это московские приятели Перова, заядлые охотники. В образе рассказчика - доктор Дмитрий Кувшинников, который работал на самом тяжелом участке Москвы – на Хитровке, где жила городская беднота. Его же под фамилией Дымов вывел в своей «Попрыгунье» Антон Чехов. Доктор и правда любил рассказывать охотничьи байки на привалах, причем один его коллега, Василий Бессонов обычно слушал скептически, а другой, Николай Нагорнов – с восторгом. Точно так, как это показал Перов. А к созданию поэтического осеннего пейзажа среднерусской полосы на этом полотне приложил руку сам Алексей Саврасов. Картина становится настоящим хитом, самым популярным произведением Василия Перова. По живости и мастерству ее сравнивают с "Охотничьими рассказами" Тургенева.

Перов с годами все больше критикует Товарищество Передвижников. Он считает, что сообщество, которое создавалось как бизнес-проект, увлеклось просветительством и больше не справляется со своей главной задачей.«Положение художника в России незавидное, а потому и главной целью основателя Общества было если не обеспечить, то по крайней мере сколько-нибудь улучшить его положение. Так думали вначале. Теперь Общество преследует уже другую цель: оно положило себе задачей заботиться не столько о пользе своих членов, сколько старается о развитии или привитии потребности к искусству в русском обществе. Я не спорю, что эта цель высокая и прекрасная и была бы совершенно уместна, если бы все члены Общества были одинаково обеспечены в материальном отношении, чего, к сожалению, нет. Да и не все способны на бескорыстные жертвы: по крайней мере я первый отказываюсь работать во имя этой идеи, а потому и не хочу незаслуженно пользоваться уважением и вниманием интеллигентного общества, о котором вы пишете», - такое, полное резкостей письмо, Перов пишет Ивану Крамскому. Выступив когда-то одним из зачинщиков Товарищества передвижников, теперь он покидает его ряды.

Из книги:

Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века

Подробнее:

https://www.labirint.ru/books/740206/

Книга "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века" Варенцова Юлия Олеговна – купить книгу ISBN 978-5-04-106579-9 с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON