«Картина Клода Лелуша «Жизнь, любовь, смерть» намеренно декларативно проблематична, даже публицистична. Она протестует против смертной казни, производимой во Франции гильотинированием. Первая половина фильма занята подробным, несколько искусственно драматизированным показом охоты полиции за симпатичным рабочим пареньком, встречающимся со своей возлюбленной в дешевых отелях. Попутно выясняется, что у паренька любящая молодая жена и прелестная дочурка...
Вторая часть фильма посвящена подробнейшему, детализированному показу заключения в тюрьму, пребывания в камере, суда, ожидания казни и гильотинирования приговоренного. Оказывается, что худенький грустноглазый паренек, араб по происхождению, ласковый муж. нежный отец и пылкий любовник, охотился на проституток и зверски душил и забивал их насмерть. Он даже изучал японскую борьбу каратэ, чтобы душить свои жертвы.
Действие фильма строится так, что к герою, которого очень просто и выразительно играет артист Амиду, испытываешь то симпатию, то брезгливость, то жалость, то отвращение.
Как не сочувствовать ничего не подозревающему молодому любовнику, которого грубые, сноровистые, давно его выслеживающие полицейские вытаскивают прямо из постели?
Но сцены семейной идиллии с женой и дочкой после сцен с любовницей вызывают недоверие, досаду. Потом беспомощность, покорность, обреченность заключенного, попавшего в беспощадную тюремно-судебную машину, равнодушно и неумолимо влекущую его к смерти, вызывают жалость, желание помиловать, не казнить, а краткие, но страшные сцены убийств проституток, да еще подготовка к ним в гимнастических залах вызывают отвращение и ужас.
Такое конфликтное, контрастное построение сообщает фильму напряженность, несколько болезненный интерес. Когда же голову полубесчувственного, переставшего сопротивляться приговоренного суют в отверстие машины доктора Гильотена, и падает тяжелый нож, и только движение аппарата вверх, навстречу ножу, скрывает от зрителя отлетающую голову — слов нет! С трудом удерживаешь крик и уходишь с просмотра измученный и потрясенный.
Позднее, раздумывая о фильме, начинаешь понимать его недостатки. Лелуш сделал фильм скорее занимательный, чем поистине проблемный. Он совершенно лишил свой сюжет социальных мотивов. Его герой — тип патологический, исключительный, страдающий каким-то сложным видом сексуального безумия. Да, его, вероятно, следовало изолировать и лечить, а не уничтожать. Но смертная казнь существует во Франции не только для опасных безумцев. В этом отношении старый фильм Андре Кайатта «Все мы убийцы», тоже трактовавший тему смертной казни, был сильнее, значительнее. … Без социального анализа, без исследования классовых, национальных, государственных причин, порождающих преступление и обусловливающих возмездие за него, волнующей проблемы, поставленной Лелушем, не решить.
Отказывая фильму Лелуша в социальной значительности и глубине, я все же должен признать, что фильм волнует, заставляет думать, спорить, сомневаться» (это фрагмент статьи киноведа Ростислава Юренева (1912-2002) из архива журнала «Искусство кино». Юренев Р. Бразильские впечатления // Искусство кино. 1969. № 9.