По поводу одного резонансного дела я должна была брать комментарии у двух сотрудников полиции. Встречу назначили на воскресенье. Здание областного МВД казалось вымершим. В кабинете меня ждали два эксперта – один хороший и обаятельный, другой напоминал тайного агента из боевика с каменным лицом и немигающими глазами.
Речь шла об убийстве мужчины у ночного клуба. В него выстрелил страж порядка – то ли по неосторожности, то ли умышленно. Тема очень серьезная, поэтому мои спикеры были напряжены и взвешивали каждое слово. «Агент» смотрел на меня, как удав на кролика и после очередного моего вопроса вкрадчиво спросил:
- Почему вы так настроены против полиции?
- Я не против полиции. Но часто ее нет там, где она действительно нужна. Вот, например, под нашими окнами у караоке-клуба чуть ли не каждую ночь кто-то орет, будто его убивают, а патрульные машины спокойненько проезжают мимо. А когда мой сын хотел сфотографировать дерево, к нему подъехал наряд ППС, потребовали вывернуть карманы и показать все эсэмэски в телефоне.
- А зачем ваш сын хотел сфотографировать дерево? – «агент» подозрительно прищурился.
- Потому что я его об этом попросила! -- ответила я. -- Это реликтовое дерево, большое и живописное.
- Понятно. Вашего сына приняли за «закладчика». А почему он гуляет там, где делают закладки?
- А где ему гулять? Мы в этом районе живем. И до этого случая ни о каких закладках не слышали. Тем более о том, что гулять в таких местах нельзя.
- Полицейские проявили бдительность. Ничего противозаконного не сделали.
- А когда страж порядка стреляет в подвыпившего человека – это тоже, по вашему, законно?
- Мы не можем ответить на этот вопрос: следствие еще не закончилось.
- Ну а с человеческой точки зрения – стрелять в безоружного, не представляющего опасности гражданина, это нормально?
- Мы не можем смотреть на ситуацию с человеческой точки зрения, так как мы -- должностные лица.
- Но тут же явное превышение необходимой обороны или непрофессионализм!
- Не стал бы вешать ярлыки сгоряча, -- не мигая, ответил "агент". -- Пока общество будет негативно относится к стражам порядка, таких ЧП не избежать.
- То есть в нас всех скоро будут стрелять?
- Полиция лучше знает – когда и в кого стрелять, -- холодно пояснил «плохой» полицейский.
«Хороший» поспешил добавить:
- Нашим полицейским и их семьям каждый день угрожают, на них набрасываются неадекватные элементы, их пытаются сбить пьяные водители. Применение оружия чаще всего связано с алкоголем и хамством. Если бы все были взаимовежливы, случаев огнестрела не было бы.
Тут в голове у меня почему-то всплыла смешная история про кур на ферме, которых выращивают на мясо. «Это вообще законно, что вы убиваете кур?» -- спрашивает владельца такой фермы телеведущий. «Конечно, наша деятельность полностью одобрена ассоциацией куропроизводителей! Да и что этим глупым, доверчивым птицам делать в нашем жестоком мире? Безопасней всего курочке будет с нами: мы убьем ее и приготовим из нее прекрасные котлетки».
Но это лирическое отступление. В реальности же мы сидели за столом с моими хладнокровными экспертами. И после полуторачасового разговора, который чем-то напоминал сеанс гипноза, мне стало казаться, что я лично виновата перед всей правоохранительной системой. И что все беды стражей порядка – от таких вот, как я, несознательных элементов. Все их проблемы только из-за того, что население их «не любит и не уважает».
Так что когда мне позвонил муж, который устал уже ждать меня в машине и спросил: «Тебя там что, арестовали?», я радостно заторопилась «на волю» со словами: «Нет, не арестовали!»
- Пока не арестовали, -- уточнил «агент» и по коже у меня пробежал холодок. – Я вас провожу.
Мы зашли в лифт.
- Вы любите общественные работы? – неожиданно спросил мой спутник.
В тишине этот вопрос прозвучал как выстрел. Пока я думала, что ответить, лифт бесшумно открылся.
- До свидания. Вам туда, -- полицейский махнул рукой в сторону машины, где меня ждал Алексей.
И откуда он узнал, что это наша машина? – тревожно подумала я. Может, нас уже взяли на карандаш или внесли в списки неблагонадежных горожан?
- Катя, сколько можно брать интервью! – напустился на меня Леша. -- Я уже перепугался, что тебя задержали! Стал думать, как же я без тебя останусь, кто мне будет омлет жарить.
А через два дня моего пятнадцатилетнего сына, который с товарищами в честь окончания учебного года хотел пожарить шашлыки в роще рядом с РОВД, загребли в полицейский участок. Вот и начались «репрессии», подумала я. Так что и до обещанных мне общественных работ недалеко!