К началу 1987 года бойцы спецназа ГРУ провели значительную «зачистку» в рядах моджахедов Афганистана. Было разгромлено несколько крупных баз бандитов, расположенных в их глубоком тылу. Взяли несколько караванов оружия. Один из них, самый крупный - без единой потери с советской стороны.
В результате главари вооружённых групп стали категорически отказываться возить оружие из Пакистана. Угрозы им со стороны лидеров, засевших в этой стране, ничего не меняли. Но ситуацию резко ухудшила политика «национального примирения». Через зоны «мирных договорённостей» активно пошло оружие. Любые операции, в которых участвовали афганские силовики, в лучшем случае заканчивались безрезультатно. Душманы умудрялись проталкивать через своих агентов такую дезинформацию, которой верили и наши военные.
В октябре 1987 года жертвой афганской провокации стали бойцы из 173-го отряда спецназа.
Представители службы госбезопасности Афганистана (ХАДовцы) попросили помочь уничтожить бандитскую группировку в районе Кандагара. Командиром группы был назначен майор Удовиченко, заместителем – капитан Хамзин.
«Духов» решили ждать в заброшенном кишлаке километрах в 5 от Кандагара. Это было достаточно далеко от скоплений афганцев, и по пути к городу единственная дорога шла рядом с кишлаком. Против операции «кавалерийским наскоком» высказался боевой офицер Александр Тур. Но комбат заверил, что информация получена из надёжных источников.
На самом деле моджахеды давно ждали случая поквитаться с советским спецназом. А новая политика окончательно уверила их в возможности успеха. Не зная точных планов наших бойцов, «духи» организовались в крупные отряды и ночами «прочёсывали» кишлаки в ближайших окрестностях Кандагара.
С началом операции наши остановили машины на первом советском посту у Кандагара, как обычно было принято для ночёвки. Только с наступлением окончательной темноты из кузовов «посыпались» наши бойцы.
Группы повёл Тур. Проводников-афганцев поставили в центр, чтобы в случае предательства «шлёпнуть» первыми. Шли ночью, по территории, нашпигованной минами. Поэтому к заброшенному кишлаку Кобай добрались только через 4 часа.
На горке перед ним осталась подгруппа прикрытия в 11 бойцов во главе с Александром Туром. Расположились они в полуразрушенном загоне для скота, вблизи дороги к кишлаку. После полосы виноградников начинались сами дома. Два крайних из них заняли подгруппы во главе с Хамзиным (9 человек) и Удовиченко (11 человек). Дорога шла рядом с этими домами. Планировалось уничтожить бандитов и уйти под прикрытие верхней группы. Но всё пошло не так.
Около 7 часов утра появились первые разведчики бандитов. Семерых удалось повязать без проблем, но восьмой изловчился и дал очередь в воздух. После этого началось нашествие. К месту выстрелов начали подтягиваться моджахеды со всей округи. Отряды бандитов поняли, что спецназ противника наконец обнаружен.
Бойцы попытались прорваться к группе Тура, но впереди встала настоящая стена огня. Через несколько секунд лавина душманов буквально захлестнула пространство перед двумя домами. Автоматы работали без передышки, и бойцам удалось отбиться.
После этого «духи» минут 15 обстреливали здания, затем пошли в атаку снова. Это были хорошо подготовленные, прекрасно вооружённые и мотивированные бойцы. У них напрочь отсутствовало чувство страха, что явно свидетельствовало о накачке внутрь «спецсредствами».
В доме, который заняла подгруппа Удовиченко, дела были совсем плохи. Обвалилась одна из внутренних стен, и пространство стало простреливаться насквозь. Ребята попытались укрыться на недалёком кладбище, но просто не успели туда добежать под сплошным огнём. Часть бойцов осталась в доме.
Подгруппа прикрытия отбивала атаки врага и успевала помогать находящимся в низине товарищам, работая крупнокалиберным пулемётом.
Во всей постановке боя со стороны моджахедов чувствовалась опытная рука. Позднее выяснилось, что с душманами были английские инструкторы.
Первыми на помощь пришли Су-25. Хвостатые огненные стрелы (НУРСы) произвели на боевиков должное впечатление. Но лётчики ушли, а моджахеды снова стали сжимать кольцо. Гранатомёты, безоткатные орудия и снайперы «лупили» не переставая.
После четырёх часов боя к душманам подоспела подмога – полная машина бандитов. К счастью, одному из советских бойцов удалось уничтожить подкрепление из гранатомёта.
Когда подходил советский танк и бронетранспортёры, для обороны почти не оставалось даже патронов.
Забирали и живых, и павших. На момент эвакуации без серьёзных потерь обошлась только группа Тура. Уезжали на БТРах. Замыкал колонну танк, с повёрнутой в сторону кишлака пушкой. В ней был последний снаряд. К счастью, душманы об этом не знали.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.