Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

История КАМАЗа. Рассказывают документы. О планах по выпуску автомобилей КАМАЗ.

В Музее КАМАЗа хранится интересный документ – проект плана производства КАМАЗа на XI пятилетку (1981-1985). Когда изучаешь подобные документы, всегда интересно узнать, а как обстояли дела с выполнением плана в заявленный период времени. Специально для вас подготовил информацию по выпуску всех указанных автомобилей КАМАЗ в период с 1981 по 1985 годы. Особо отмечу, что в 1981 году на должность генерального директора КАМАЗа был назначен Фаустов Василий Алексеевич. Именно перед ним была поставлена задача вывести КАМАЗ на проектную мощность по выпуску 150 000 автомобилей в год уже в 1985-ом. Автомобиль КАМАЗ-5320. В указанный период план по выпуску этого автомобиля был перевыполнен в несколько раз. Приведу, например, 1985 год. При плане в 10 000 было выпущено 25 548 машин. Автомобили КАМАЗ-53212, 53213 План по выпуску этих автомобилей так и остался лишь планом. Если в в 1981 году при плане в 3 000 автомобилей было выпущено всего 1 184, то в 1985 году от запланированных 20 000 грузовиков

В Музее КАМАЗа хранится интересный документ – проект плана производства КАМАЗа на XI пятилетку (1981-1985).

Когда изучаешь подобные документы, всегда интересно узнать, а как обстояли дела с выполнением плана в заявленный период времени.

Специально для вас подготовил информацию по выпуску всех указанных автомобилей КАМАЗ в период с 1981 по 1985 годы.

Особо отмечу, что в 1981 году на должность генерального директора КАМАЗа был назначен Фаустов Василий Алексеевич.

-2

Именно перед ним была поставлена задача вывести КАМАЗ на проектную мощность по выпуску 150 000 автомобилей в год уже в 1985-ом.

Автомобиль КАМАЗ-5320.

-3

В указанный период план по выпуску этого автомобиля был перевыполнен в несколько раз. Приведу, например, 1985 год. При плане в 10 000 было выпущено 25 548 машин.

Автомобили КАМАЗ-53212, 53213

-4

План по выпуску этих автомобилей так и остался лишь планом. Если в в 1981 году при плане в 3 000 автомобилей было выпущено всего 1 184, то в 1985 году от запланированных 20 000 грузовиков было изготовлено всего 8 726 машин.

Автомобиль КАМАЗ-5410

-5

Выпуск седельных тягачей в первой половине 1980-х годов был следующим: в 1981 - 21 366, в 1982 - 17 677, в 1983 - 17 415, в 1984 году - 16 024, а в 1985 - 16 793 автомобиля.

Автомобиль КАМАЗ-54112

-6

Этот автомобиль в указанный период выпускался от 1 168 до 2 025 штук в год.

Автомобиль КАМАЗ-5511

-7

А вот этот самосвал сходил с главного сборочного конвейера с перевыполнением плана. Судите сами. В 1981 году было выпущено 31 717 машин, в 1982 - 35 389, в 1983 - 33 826, в 1984 - 34 100, а в 1985 году - 33 356 автомобилей.

Автомобиль КАМАЗ-55102

-8

Амбициозным планам по выпуску этого автомобиля не суждено было сбыться. В 1983 году при плане в 10 000 автомобилей было выпущено всего 1 694 машин, а в 1985 году при плане в 20 000 - всего 6 030 автомобилей.

Автомобиль КАМАЗ-55111

-9

Несмотря на то, что выпуск этого автомобиля должен был начаться в 1984 году, ни в этот год, ни в 1985 году автомобили этой модели на КАМАЗе серийно не выпускались. Выпуск этого автомобиля начнётся в 1986 году, когда будут изготовлены первые 25 грузовиков.

Автомобиль КАМАЗ-4310

-10

За указанный период КАМАЗ должен был произвести 43 100 автомобилей, но выпустил лишь 16 481 грузовик.

Автомобиль КАМАЗ-43105

-11

Начало серийного выпуска этого автомобиля сопровождалось решением серьезных проблем, поэтому в 1984 году при плане в 12 000 было изготовлено всего 2 604 автомобиля, а в 1985 году при плане в 20 000 машин - всего 4 161.

А теперь давайте посмотрим общее количество выпущенных автомобилей в период с 1981 по 1985 годы.

-12

В 1981 году было выпущено 85 103 автомобиля, в 1982 - 89 782, в 1983 - 91 360, в 1984 - 95 722, в 1985 году - 104 609 грузовиков.

-13

Как вы видите, достигнуть в 1985 году проектной мощности КАМАЗ не смог. И тому было множество причин. Известный советский и российский журналист, автоисторик Лев Михайлович Шугуров в своей книге «Автомобили. Часть 3. Автомобили России, Азербайджана, Армении, Белорусии, Грузии, Латвии, Украины, Эстонии», вышедшей в печать в 1998 году, прямо говорит о стагнации выпуска в СССР и легковых, и грузовых автомобилей. Он пишет, что в 1980-х годах «страна осуществляла большую программу перевооружения, вела боевые действия в Афганистане, завершала сооружение Байкало-Амурской магистрали, приступила к реализации Продовольственной программы, несла другие весьма большие расходы». Несмотря на амбициозные планы автомобильные заводы СССР, выпускающие грузовики, сталкивались с «формализмом м многоступенчатостью в экономическом планировании в такой многоплановой и взаимосвязанной сфере, как автомобилизация страны». Вследствие чего, производство грузовиков к 1985 году не расширилось, и общесоюзный «план на 1985 год – выпустить 835 тысяч машин – остался невыполненным».

Внизу на фотографии Шугуров Лев Михайлович (слева) во время пребывания на КАМАЗе, рядом с ним Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа.

-14