Найти тему

Художественный текст – чем он отличается от нехудожественного

Оглавление

Если честно, то раньше я об этом не задумывалась, казалось, что это очевидно. Никто же научную монографию или сборник инструкций не примет за художественную книгу? Но оказалось, что всё не так очевидно, потому что, кроме научной и деловой литературы, есть еще и публицистика.

Не так давно я редактировала одну книгу и пыталась объяснить автору, что его, в целом неплохо написанное произведение по стилю и по форме подаче материала ближе к журналистскому очерку, чем к художественной литературе. И в итоге поняла, что объяснить различия совсем непросто. В интернете же много умных и красивых слов, которые не складываются в чёткую картину. Поэтому я решила поразмыслить, попробовать разобраться, заодно и ваше мнение послушать.

Образ как основа художественной литературы

Этот общеизвестный факт всеми провозглашается, но не всеми понимается. Действительно, чем отличается образ от простого описания-рассказа? Подчеркну, что имеется в виду не столько образы героев (хотя и они тоже), сколько образный характер повествования. И это не просто использование красивых эпитетов и метафор, в публицистике их тоже может быть немало, особенно если автор стремится писать красиво.

Образ – это картина, не описанная, а показанная, то есть объёмная, динамичная, живая. Образ – это отражение реальности (даже фантастической), родившееся в мозгу писателя и переданное, раскрытое выразительными средствами литературы. То есть читатель в художественном тексте видит не рассказ автора, а саму реальность со всеми деталями, нюансами, оттенками, которые он вполне способен домыслить и представить.

Писатель-фантаст И. Ефремов и его герои.
Писатель-фантаст И. Ефремов и его герои.

Чтобы было понятно, приведу небольшой пример текста, который, на мой взгляд, к художественному отнести сложно.

«Как только Антон приехал в город, куда он так долго стремился, так сразу же отправился на биржу труда. Но работы там не было, зато много толпилось желающих её найти. В основном это были такие же приезжие.
Не было работы и на следующий день, и через неделю, хоть Антон готов был на любой труд. Перспектива вернуться домой ни с чем совершенно не радовала. Но деньги заканчивались, и надо было что-то делать. И вот однажды, когда Антон уже почти отчаялся, к нему на бирже подошёл человек и предложил работу. Антон, конечно, с радостью согласился».

Представьте, что так написана книга в 10 авторских листов. Местами автор добавляет ещё собственные размышления и уточнения, как и почему страдал Антон. Что здесь не так? У читателя не рождается образ. Ни образ героя, ни картины его жизни, мы не видим окружающей Антона обстановки, его друзей, недругов, городских пейзажей и т. д. В тексте нет жизни.

Именно так обычно пишется очерк – даётся рассказ об основных событиях и оценка их автором. «Сначала произошло вот это, потом случилось то-то, потом прошло какое-то время, и ничего не случалось». А писатель, в отличие от журналиста, не описывает жизнь героя, а создаёт её. Из узких городских улочек и широких проспектов, из тесной квартирки и встреч с друзьями, из одиноких вечеров и радостей любви, из улыбки любимой женщины и оскала врага, из отчаяния и надежды. А потом показывает эту жизнь читателю.

Многоплановость

Художественный текст… хороший художественный текст имеет несколько планов и множество смыслов. Это связано с тем, что художественное произведение — продукт образного, многовариантного мышления. Тогда как нехудожественный текст строится на линейной основе обычной логики. Нет, логика в художественной литературе тоже должна быть, но на каждом плане, на каждом уровне реальности она своя.

Лев Толстой и его герои.
Лев Толстой и его герои.

В книге может рассказываться история мира, какие-то ключевые события и конфликты, а на другом плане – история одного человека в этом мире, развитие его личности, третий план – это конфликт между героями, как движитель сюжета. Есть ещё как минимум один план – это та идея, которую хочет донести до нас автор, рассказывая историю. Возможно, это не одна идея, а несколько. И всё это комплексно, гармонично отражено в созданных писателем образах и сплавлено в единый цельный, когерентный текст. Что такое когерентность можно прочитать здесь.

Смысл художественного произведения выходит за рамки сюжета и событий из жизни героя. Только смысл этот должен понять сам читатель, а не прочитать, как его видит дотошный автор. А раз так, каждый читатель может увидеть собственный смысл. Ну, или не увидеть вообще, если книга «не его».

Эмоциональная составляющая

Очерк тоже может быть эмоциональным. Но это либо эмоции автора, либо его сообщение о том, какие эмоции испытывал герой. А еще бывает, что автор так переживает за героя, что не даёт возможности это сделать читателю.

Писательница Энн Маккефри и её драконы. Художница Rowena Morrill
Писательница Энн Маккефри и её драконы. Художница Rowena Morrill

В хорошем художественном произведении читатель испытывает эмоции от действий, поступков героев, а не потому, что о необходимости переживаний ему сообщает автор. Эмоции вызывают и картины природы, и обстоятельства жизни персонажей, а не слова автора сами по себе. Ещё А. П. Чехов писал одной начинающей писательнице, что прислала ему рассказ на рецензию: «Когда изображаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее — это даёт чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее. А то у Вас и герои плачут, и Вы вздыхаете. Да, будьте холодны».

То есть художественный текст – это динамичная объёмная картина, реальность в которой живут герои. И задача автора — создать впечатление об этой многоплановой жизни, а не перечислить основные её события.

Не уверена, что смогла донести до вас свою мысль. Очень непростая тема и впервые мне реально не хватает слов. Но, может, хоть что-то стало понятнее.

Кстати, о словах. Хочу поделиться с вами новостью

Решила я завести ещё один канал по близкой тематике. Решила давно, но было столько редактуры, что канал находился в проекте. А сейчас немного освободилась и запустила-таки этот проект. Канал называется «Ловец слов». Он посвящён загадкам и тайнам языка, истории слов, речевому общению и разным вопросам лингвистики, психолингвистики и этимологии. То есть этот канал о том, как и почему мы так говорим. Поэтому я приглашаю тех, кому интересно, заглянуть туда. Статей ещё мало, но, надеюсь, будет больше.