Когда тебя предаёт самый близкий, с кем ты хотела прожить долгую и счастливую жизнь, кажется, что всему пришёл конец. Твой возлюбленный, отец твоих детей, опора и поддержка становится «диким зверем», спасенья от которого нет нигде.
К сожаленью, в такой ситуации оказывается чудовищно много девушек и женщин по всей стране, и Тува – не исключение. Республиканские паблики в социальных сетях переполнены исповедями «битых» жён и их жалобами на агрессивных и чёрствых мужей. Если верить данным Левада-центра и ВЦИОМ, 35 процентов опрошенных женщин хотя бы раз в жизни сталкивались с физическим насилием (со стороны партнёра) или сексуальным насилием. 38 процентов убийств женщин совершают их партнёры-мужчины.
Отношение россиян к семейному насилию по данным ВЦИОМ (на декабрь 2019 года)
- 90% россиян считают, что физическое насилие недопустимо
- 58% россиян не слышали о случаях побоев/применения силы в семьях знакомых, а 40% заявили об обратном
- 78% считают, что домашнее насилие — важная тема
- 50% россиян уверены, что не следует прощать супругу рукоприкладство
- 95% россиян не согласны с поговоркой «бьёт — значит любит»
При этом, по данным МВД России, до 2017 года число потерпевших в семейно-бытовых конфликтах росло, однако в 2017 году оно неожиданно снизилось — до 36 тысяч (годом ранее оно составило 65,5 тысячи). Снижение началось после частичной декриминализации побоев Государственной думой в январе 2017 года. Тогда физическое воздействие без тяжёлых последствий в ходе семейных конфликтов стало административным правонарушением, если это не рецидив.
Впервые вас побил любимый человек или уже во второй и третий раз – легче от этого вам точно не станет. Но предотвратить такое отношение к себе, по мнению психологов, можно. Но сначала – реальная история от нашей читательницы. Это история любви, боли и терпения. По понятным причинам не публикуем её имя.
Терпение
«Я вышла замуж, будучи совсем молодой. В старших классах за мной начал ухаживать парень из нашей деревни. На тот момент ему было двадцать два. Он только отслужил в армии в Чечне. Тогда шли Чеченские войны. Вспыльчивый характер парня я списывала на поствоенную депрессию.
Ухаживал он долго, настойчиво и красиво. Так, наверно, никто ни за одной девушкой в нашей деревне не ухаживал. И сразу после того, как я окончила школу, мы сыграли свадьбу. Первый год совместной жизни я все удивлялась, почему он много времени уделяет своим друзьям и выпивке, а не своей семье? Потом забеременела. Рожала ребёнка в надежде изменить отношение мужа к жизни. Думала, что родится ребёнок — и его приоритеты и ценности изменяться в нашу пользу. Но муж все больше проводил время с друзьями и чаще стал выпивать. Конец девяностых и начало двухтысячных дались нам сложно. Хотя его родители поддерживали нас, купили в Кызыле дом, и мы переехали туда.
В первый раз он меня ударил в порыве ревности. Сказал, что ему не понравилось, как я разговаривала с его другом. Протрезвев, он начал умолять, плакать и просить, чтобы я от него не уходила. Я пожалела его и осталась. Об этом жалею всю свою жизнь.
Однажды вечером я пришла с работы, а дома сидели около десяти мужчин и выпивали. Муж сходу начал кричать на меня и требовать ужин. За меня заступился его гость. Он сначала начал орать на своего друга, якобы у нас с ним есть интимные отношения. Его «друзья», поняв, что назревает скандал, быстро ушли.
Тут-то все и началось. Муж сначала обвинил меня в том, что это я выгнала его друзей, после начал избивать меня, говоря: «Ты же с ним хотела уйти, не ври! Он ведь тебе понравился? И сколько вы с ним уже встречаетесь?» Удары кулаком по лицу, животу и всему телу. Я упала, он продолжил бить ногами и материть. Я потеряла сознание…
Очнулась в больнице. Врач сказал, что у меня черепно-мозговая травма. В тот злосчастный вечер муж сломал мне нос, на лбу и щеке были открытые раны, которые пришлось зашивать, были сломаны рука и два ребра. Казалось бы, решение было одно: уходить от него, бежать и не оборачиваться. Но и тут я снова поверила ему, пожалела...
Через месяц после избиения, я узнала, что беременна. Тогда я приняла решение остаться с ним, как ребёнок будет расти без отца?»
Такова история одной женщины, которая, между прочим, ещё не окончена. С момента описываемых событий прошло уже лет 30. Они живут вместе до сих пор. Муж продолжает пить, но сейчас на защиту матери встают подросшие сыновья. И то хорошо.
С похожими и не очень историями сталкивается ежедневно клинический психолог Республиканского наркологического диспансера Сайзана Монгуш.
Пациентка
- На днях у меня была пациентка, с виду приятная женщина. Выяснилось, до того, как она начала жить с супругом и потом ещё несколько лет она вообще не пила. Пил супруг и в состоянии алкогольного опьянения часто избивал жену. Так они прожили около 20 лет. Последние 5 лет женщина начала выпивать вместе с мужем. По её словам, чтобы не испытывать боль, физическую и психологическую.
- Женщина сама пришла к врачам?
- Ситуация была вынужденная, но она сама понимает, что много пьёт и не справляется с детьми. Она осознаёт, что причиняет детям страдания и вред своей пагубной зависимостью. Детей она отдала под опеку сестры. Теперь ей нужна справка о лечении в наркологии. Но в результате наших консультаций, занятий, лечения она пришла к выводу, что ей нужно перестать употреблять алкоголь. Она признала себя зависимой.
- То есть первопричиной её алкогольной зависимости стало отношение мужа?
- Да. Она задумывается о разводе, но в то же время спрашивает меня: «Как вы думаете, стоит мне разводиться или нет?» Таким образом, она оставляет возможность продолжения жизни с супругом. Это уже созависимые отношения.
В семейном насилии есть две фигуры – тиран и жертва. Как люди попадают в созависимые отношения? Мужчина впервые избил, но женщина простила и приняла его. Во второй раз происходит то же самое, женщина наивно полагает, что мужчина исправится. Вот так легко женщина становится жертвой в созависимых отношениях, из которых не может уйти. Она может осознавать, что надо уйти, но не может.
- А почему это происходит? Как психология объясняет невозможность для женщин-жертв уйти от тирана?
- Во-первых, это стереотипное поведение. Когда человек привыкает к чему-то, кажется, что это нормально. Формируются ошибки мышления. Например, есть следующие ошибочные убеждения про семейную жизнь: «все пьют»; «бьёт – значит любит»; «я сама виновата», и так далее. Человек начинает оправдывать своего «насильника».
В современной психологии термин «насильник» имеет отношение не только к человеку, совершившему сексуальное насилие над жертвой, но и оказывающему психологическое давление, эмоциональное насилие.
- Чаще от насилия в семье страдают женщины или мужчины?
- Женщины. Очень многие из них поступают в наркологию после побоев, с кровоподтёками, ссадинами, ушибами. Тем не менее, каждая старается скрыть, что её избил муж или сожитель, несмотря на то, что мы знаем об этом со слов родственников. В случаях, когда муж и жена поступают в наркологию вместе, мужчина тоже скрывает, говоря, что она сама упала или ударилась. Женщина при этом прикрывает мужчину, усугубляя свою ситуацию.
- Говорят, что бывших алкоголиков и наркоманов не бывает, поэтому врачи обычно следят за судьбой своих пациентов. Есть случаи, когда женщины впоследствии уходят от тиранов?
- Да, и много. У нас есть реабилитационное отделение в Усть-Элегесте. Там пациенты проходят длительную терапию. Не бывает такого, что за один сеанс с психологом человек кардинально изменил свою жизнь. Человек, который жил с тираном несколько лет, не сможет за раз поменять свои убеждения, которые сформировались у него за это время. Нужна длительная психотерапия.
- Обязательно идти к психологу или возможно самому решит проблему?
- Если был единоразовый случай насилия, необходимо обратить на это внимание. Можно для начала проанализировать своего мужчину: какой он человек? Вроде бы человек любил вас, дарил подарки, проявлял заботу, казалось бы, он очень хороший. Но когда вы начали жить под одной крышей, он через какое-то время изменился.
Признаки, по которым можно узнать семейного тирана
Очень ревнивый без повода. Не проявляет ревность к какому-то определённому человеку, ревнует ко всем и ко всему.
Контролирует постоянно. Допрашивает, звонит беспрестанно.
Вспыльчивый, слишком эмоционально возбудимый. Человек может быть спокойным, но ему хватает небольшого повода, раздражителя, чтобы «взорваться».
Склонен обвинять других в своих неудачах, отношениях с людьми. Постоянно находит людей, которые в чём-то виноваты. Под горячую руку рано или поздно попадает женщина.
- Сайзана Шыдыраевна, есть мнение, что мужчину можно изменить и это зависит от женщины. Особенно эта установка распространена была на постсоветском пространстве. Это действительно так? Человек может измениться?
- Однозначно сказать нельзя. Если у мужчины есть предрасположенность к насилию в семье, то разве женщина в этом виновата? Нет. Почему женщины не уходят от таких мужчин? Потому что есть такое мышление: я виновата.
- Зависит ли от окружения женщины?
- Если женщина вышла замуж из-за материальных мотивов, когда родственники дали понять, что именно с этим мужчиной нужно жить, если родители авторитарны, то да.
- А ещё бывает так, что женщина остаётся с тираном, якобы, для детей.
- Отец – это роль. Отец должен давать безопасность, защиту. А где безопасность, когда отец устраивает скандалы, даёт детям видеть страшные картины? Женщинам надо думать, как отец выполняет свою роль, что он даёт детям? Неверно считать, что мужчина, от которого родила, и есть настоящий отец.
— Это может повлиять на будущее детей?
- Могут появиться различные заболевания, например, панические атаки. Такой ребёнок в будущем может не реализовать себя в жизни из-за постоянного страха. Есть понятие «сценарий жизни». Родители программируют детей жить по определённому сценарию. Вероятность того, что мальчик, выросший в семье, где отец бил мать, будет так же поступать в своей семье, очень высока. У девочек из таких семей не сформирована собственная ценность. Образ женщины у таких девочек будет таким же, как образ матери.
- Вернёмся к вашим пациенткам. Часто ли женщины из-за насилия в семье приходят к алкогольной и наркотической зависимости?
- Наши женщины в силу незнания, в силу ограничивающих убеждений, не умеют выходить из этих ситуаций без вреда для себя. Находят выход в алкоголе.
- А что вы посоветуете?
- Есть такое понятие, как границы личности. Их нужно обозначить. Когда мужчина впервые поднял руку, нужно обозначить свои границы, дать понять, что со мной так нельзя. А не так, что поплакали и простили. Мужчина должен понести наказание. Если ситуация повторяется, то вероятность того, что он перестанет вас бить, сводится к нулю. Лучше принять решение о расставании.
- Есть ли случаи, когда женщина начала пить из-за психологического и эмоционального насилия (без физического воздействия)?
- Психологическое насилие – это ущемление прав человека, пренебрежение его интересами. В моей врачебной практике психологическое насилие всегда сопровождается рукоприкладством. Но чистое психологическое насилие, конечно, есть. Просто оно может происходить в благополучных, с первого взгляда, семьях, где мужчина занимает высокое положение, имеет хорошую должность, репутацию, при этом женщина не может развиваться, самовыражаться. В таких случаях женский алкоголизм появляется от одиночества, от ущемления, от униженности, приниженности.
Не хочу ничего плохого сказать о многодетных семьях, но у нас принято рожать практически без перерывов, дети часто одногодки. Естественно, женщина не успевает самореализоваться. Порой они даже не знют, как можно отдохнуть. Какое удовольствие можно получать от жизни. Замечу, что женщины часто пьют с соседями. Мамы собирают соседок, пьют, вроде всем весело, - рассказала психолог.
Не всем удобно обращаться к врачам открыто. Для таких случаев в диспансерном отделении Республиканского наркологического диспансера работает кабинет анонимной помощи. Адрес: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д.157 А.
А. Салчак
Телефон психологической помощи Реснаркодиспансера: 8-9235963484 (работает круглосуточно).