Что указать в претензии
1. Данные заявителя (фамилия, имя, отчество), контакты для связи (номер мобильного телефона, адрес электронной почты), реквизиты для возврата денежных средств (номер банковского счета или карты (если это следует из Ваших требований). Само собой, разумеющиеся вещи, но многие в силу переживаний и нестандартной для себя ситуации забывают о них.
2. Указываем лицо, которому направляем претензию, например, ИП Иванову И.И., ООО «Лучик», директору ООО «Лучик» и т.д.
3. Излагаем факты:
1) Какие отношения нас связывают с продавцом или исполнителем (например, 20.04.2021 между мной и ИП Ивановым И.И. был заключен договор купли продажи чайника «Пингвин» модели Е693 по цене 1000 руб.);
2) излагаем причину обращения (например, после нескольких дней использования товара по назначению в нем был выявлен недостаток – нарушение целостности кабеля питания; в случае нарушения сроков – указываем все даты и периоды, а также действия, предусмотренные договором, которые не были совершены продавцом или исполнителем);
3) Гарантийный срок (в случаях выявления недостатка в товаре, работе или услуге). Если договором, дополнительными соглашениями к нему, техническими документами, предусмотрен гарантийный срок на товар, работу или услугу – указываем на это обстоятельство. От него напрямую будет зависеть на кого в потребительском споре ляжет бремя доказывания.
Гарантийный срок на товар есть и не истек – продавец отвечает за недостатки, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю, в силу нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы; гарантийный срок отсутствует или истек – соответственно наоборот (смотри п. 6 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее – Закона «О защите прав потребителей»);
В отношении услуг действует аналогичное правило, предусмотренное п. 4 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».
4. Формулируем конкретное требование в зависимости от обстоятельств спора. Если спор связан с выявлением недостатков товара - ориентируемся на положения ст. 18 – ст. 22 Закона «О защите прав потребителей», недостатков работы (услуги) – ст. 29 -31; нарушение срока выполнения работы (оказания услуги) – ст. 27, ст. 28; нарушение срока передачи продавцом предварительно оплаченного товара – ст. 23.1; если нам нужно обменять товар надлежащего качества – ст. 25; хотим отказаться от исполнения договора выполнения работ (оказания услуг) по причинам, не связанным с нарушением наших прав потребителя – ст. 32.
5. Не забываем про моральный вред (ст. 15 Закона «О защите прав потребителя»). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сам факт нарушения прав потребителя дает нам право на компенсацию морального вреда (п. 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителя»)
6. Требуем сообщить нам о результатах рассмотрения претензии, например, направить ответ на адрес электронной почты.
7. Указываем на возможность обращения в надзорные органы в случае отказа в удовлетворении наших требований или оставлении претензии без ответа.
8. Подпись, расшифровка, дата.
9. Подготавливаем два экземпляра.
Как направить
Преимущественные способы:
1) направление заказного отправления на юридический адрес организации, по адресу места жительства индивидуального предпринимателя
О том, как установить юридический адрес организации или адрес места жительства индивидуального предпринимателя мы говорили ранее в статье «Выбираем контрагента в потребительских отношениях»
2) лично в руки под расписку в получении представителю организации или индивидуальному предпринимателю.
Расписка в получении крайне важна, если продавец или исполнитель впоследствии поведет себя недобросовестно! Пример: Претензию от 25.04.2021 получил директор ООО «Лучик» Николаев Н.Н. + подпись + дата + печать (необязательно).
При невозможности направления указанными выше способами, любым иным доступным способом – по адресу электронной почты, посредством мессенджера, и т.д. с обязательной фото- (видео-) фиксацией.
О том, что делать если продавец (исполнитель) отказывается получать претензию/не получает ее – поговорим в следующей статье. С наилучшими пожеланиями, Автор.