Вот расистская реклама Фольксвагена. Кто не понял расизм в том, что белая рука управляет темнокожим человеком.
А вот реклама KFC, за которую пришлось извиняться.
Что в ней такого… ну… Она якобы препятствует борьбе с сексистскими идеями, которые способствуют вредоносному поведению по отношению к женщинам и девочкам.
Компании обзаводятся огромным штатом пиарщиков и юристов, чтобы не нарушить безмятежность человеческих жизней. Они неусыпно следят за тем, чтобы от лица бренда никуда не просочилось ни одно неосторожное высказывание.
Теперь компании живут под девизом “как бы чего не вышло”, “главное никого не обидеть”. Любая неосторожная фраза может вызвать тонны хейта, которого просто необходимо избежать.
Но почему так происходит? Что делает рекламу и творчество унылыми и беззубыми?
Сегодня речь пойдёт про миллениалов. Людей, готовых положить все знания мира, творчество и свободу на алтарь собственного спокойствия.
Это будет очень злой текст, в стиле "Поганая молодежь".
Поэтому сначала 3 важных вещи:
- Миллениалы — поколение родившееся после 1985 и до 2002 годов. Думаю, вы знаете.
- Речь пойдёт про миллениалов в США, Канаде, Австралии и в Европе. На мой взгляд это актуально и для зумеров в России. Точнее, будет актуально.
- И эй! Я никого не хочу обидеть. У всех есть свои плюсы. Просто сейчас речь про минусы.
Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!
(Рэй Бредбери, 451º по Фаренгейту)
Итак, кто такие миллениалы. Вот 3 важных характеристики их мировоззрения
1. Превыше всего безопасность.
Если раньше дети шатались черт знает где... рандомно передвигались по городу и лазали по заброшенным стройкам, то теперь владелец стройки не откупится от исков, если ребенок проберется к нему туда и подцепит занозу. А отца и мать за такое запросто лишат родительских прав.
Безопасность для миллениала превыше всего. Однако требования к безопасности сильно завышены. Меня никто не собирается убить в данный момент — такого понимания безопасности им уже не хватает.
Ценится стала и безопасность ментальная.
Любое непознанное и непонятное — уже вызывает опасение, ведь мир оказывается отличным от представлений, к которым миллениалы привыкли.
Учащиеся и преподаватели городского университета Нью-Йорка требовали увольнения с должности приглашенного лектора экс-директора ЦРУ Дэвида Петреуса.
Мотив — им не нравилось, чтобы в колледже университета работал человек, который руководил военными операциями, атаками беспилотников и, предположительно, прибегал к практике пыток на Ближнем Востоке.
То есть у них была возможность напрямую общаться с человеком, который владеет самыми серьезными тайнами мировой политики! Гений переговоров. Свидетель всех событий политического закулисья. Да он вооообще, наверняка знает, существует ли НЛО и масонский заговор!
Но получить новые знания и узнать волнующие тайны оказалось куда менее важно, чем не пускать в свой мир человека с сомнительной репутацией.
Это называется “Но платформинг”. Не давать слово тому, с кем не согласен. Компромисс в споре невозможен, потому что спорщики сразу затыкают уши.
Они читают только те новости, которые не выходят за рамки их мира. Они общаются только с теми, кто полностью разделяют их точку зрения. Они не привыкли видеть несогласных с ними. Алгоритмы фейсбука подсовывают им только то, что они сами хотят читать. Они запаковывают их в уютный и удобный мирок. Здесь нет места тем, кто им не нравится. Здесь нет места тем, кто не разделяет их ценности. А если что-то неприятное, некомфортое вторгается сюда, нужно скорее нажать кнопку “отписаться” или “больше не показывать новости этого автора”.
2. Привычка всё получать
Миллениалы родились и выросли во время, когда уровень социальных потрясений достиг минимума, а уровень благосостояния — максимума.
При этом их родители с одной стороны обожают своих детей и имеют какое-то время на их воспитание. С другой — этого времени не так уж много. Поэтому они предпочтут исполнить прихоть ребенка, чтобы он перестал их доставать. Проще согласиться, чем воспитывать.
Миллениалы не могут пройти мимо того, что им не нравится, что кажется им несправедливым. Они готовы выйти на баррикады, чтобы там выразить свою точку зрения.
Кстати, давайте по-честному: за шоколадку в детстве и за равные права борются абсолютно идентичным методом — криком и истерикой.
3. ЧСВ
Миллениалы убеждены в собственной уникальности и высоко себя ценят.
Наверное, всему виной то, что огромное количество миллениалов были единственными детьми в семье: в 1980-х годах суммарный коэффициент рождаемости составил 1,77. То есть в редких случаях женщина рождала более одного ребёнка.
Они глубоко эгоцентричны и превыше всего ценят свои собственные переживания. Их мозоль причиняет им боль и страдания. А все войны мира — не причиняют. Получается мозоль важнее.
Это хорошо иллюстрирует кейс с Роулинг.
Я не буду здесь рассказывать весь ход конфликта. Но суть в том, что Роулинг боится размывания различия между понятиями пол и гендер. Ей обидно, что слово женщина тупо вылетает из современного обихода. В общем, пол, гендер и вотэтовотвсё.
Это важная дискуссия. И интересная.
Никого не волнуют смерти в Йемене, где система здравоохранения находится на грани катастрофы. Где 500 000 детей могут умереть от недоедания каждый день. Это интересно? Не очень. Грустно? — Да. Но не интересно.
Потому что эти практически мертвые дети где-то далеко, они живут какой-то своей жизнью, которая лично нас не касается.
Их смерть несправедлива. Но куда несправедливее слова о том, что транссексуальные женщины не являются, собственно, женщинами в полном смысле этого слова. Как это неосторожно сказала Джоан Роулинг.
Это понятнее и проще. Мы знаем Роулинг. Мы понимаем проблему. И даже знаем решение. Достаточно просто заткнуть ей рот, забанить её, потравить и проблема решится. А йеменских хуситов сложно буллить в интернете.
Проблема волнует и трогает миллениалов. И поэтому она важна. Свои проблемы они считают вселенски важными.
Обозленная интернет-толпа легко готова исключить любого из своего внимания, потому что все уже давно прекрасно поняли, что селебрити без внимания этой самой толпы никому не нужны. Внимание — это деньги, а если тебя никто не читает/не смотрит/не слушает, то и брендам ты неинтересен.
Я не берусь судить, насколько проблема трансгендеров важна. Я лишь удивляюсь, почему она оказалась важнее.
Возможно, все дело в том, что на таких темах куда проще словить хайп.
Как это работает
Есть скажем, фем-активистка. Например, Никсель Пиксель или Зарина Маршенкулова.
Они видят мир исключительно в черно-белых тонах. Они за безусловное добро. Все, кто высказываются как-то иначе — абсолютное зло. Они стремятся максимально упростить мир, при этом не обращая внимания на логику.
Если ты считаешь не как они. То ты НЕ ПРОСТО считаешь иначе. Ты плохой человек.
В мире, где слышат тех, кто громче всех кричит, именно такие люди быстрее всего набирают популярность.
А это весьма простой способ:
- врывайтесь в любое обсуждение с истерикой, что каких-то людей оскорбляют по какому-то признаку.
- ловите респекты от тех, кто обладает этим признаком.
Так работает ура-патриотизм. Какой-то мужик может быть законченным алкашом, неудачником. Может бить своих детей и жену. Но если ему скажут, что он велик и могуч, просто потому что он русский, то сразу поверит этому человеку.
По этому принципу работает и радикальный феминизм. Женщина лучше мужчины, потому что она женщина. Мужчина отвратительный и токсичный потому что он мужчина. Вы просто можете можете говорить, что человек хорош уже только потому что родился определенного пола или национальности, и этот человек охотно последует за вами.
Да. Проблема сексизма существует. Однако в мире миллениалов не может происходить никакого обсуждения этой проблемы, потому что в него обязательно ворвутся шумные и крикливые сексисты, которые уверены только в своей точке зрения и не могут услышать другую.
Но как это всё связано с креативностью. Это же канал про креативность, помните?
А проблема вот в чем. Что угодно можно считать расистским, сексистским, ксено- или гомофобным высказыванием.
Вот реклама Джилетт. Она явно неуважительно относится к людям мужского пола, гендерно идентифицирующих себя как женщин.
А вот здесь явные и отвратительные сексистские стереотипы, указывающие, что место женщины на кухне.
А здесь явный фэтшейминг. Навязывают явные и нереалистичные стандарты красоты.
И нам остается лишь дождаться, когда кто-то начнёт кампанию против этих реклам. Не верите, что такое возможно?
Вот, пожалуйста:
Знаете мультфильм щенячий патруль? Это настоящее исчадие ада. И вот почему:
Один из героев мультика — овчарка Чейз. В мультике это образ полиции, которая, как известно, воплощение вселенского зла.
Мультфильм пренебрежительно относится к женщинам. Есть только один женский образ. Да и та одета в розовое.
И самое главное, зрители обнаружили, что в мультфильме отсутствует правительство и государственные социальные службы, что позволяет частным компаниям установить монополию, а значит, мультфильм отстаивает интересы корпораций. И на страже всей этой корпоратократии как раз и находится щенячий патруль.
Звучит, как бред? Но люди реально это обсуждают. Вот 6300 лайков у статьи!
Но есть и ещё одна опасность.
Миллениалы резко отрицают всё, выпадает из их общей картины мира. Но они мало что способны предложить взамен.
Для любого творчества нужна смелость. А эта черта не характерна для тех, кто привык закрывать в своем уютненьком мирке.
Одна из основ креативности, творческого мышления в том, чтобы ставить все под сомнение. Стремиться смотреть на мир с других позиций, мыслить не шаблонно и нетривиально.
Миллениалы же воспитаны с тем, что только их позиция является единственно верной. И опасность в том, что миллениалы не смогут ничего придумать тупо потому что не умеют чуть сдвинуть точку своего обзора.
Так что получается, смелый креатив должен умереть...
Ну и ладно, да?