Когда военный летчик Виктор Беленко угнал секретный самолет МиГ-25 в Японию и передал его американцам, то событие получило широкий общественный резонанс. Еще бы, новейший истребитель и военные секреты оказались в руках у "потенциального противника". Летчик получил убежище и остался жить в США.
Через пару недель его "успех" попытался повторить лейтенант запаса Валентин Иванович Зосимов. Но Зосимов уже не служил в армии, угнал пассажирский АН-2, который не представлял интереса. Да и сам летчик не владел секретной информацией. Событие все же получило широкую огласку, так как Иран выдал Зосимова обратно в СССР после угроз от советского руководства в адрес Иранского шаха.
Тем не менее, побеги после этого не прекратились. На фоне этих двух значимых случаев остальные как-то померкли. И все же в среду 27 мая 1987 года очередной советский самолет пересек границу и попытался найти убежище и "спасение" на Западе. Самолетов управлял летчик Роман Свистунов. В СССР у него остались жена и двое детей.
История Романа Свистунова чем-то похожа на историю Валентина Зосимова. Свистунов в прошлом служил лейтенантом, после увольнения в запас перешел в гражданскую авиацию. Работал пилотом на сельскохозяйственном самолете в колхозе.
Причиной побега послужило увольнение в запас из армии. План побега он вынашивал несколько лет с 1984 года. Правда на момент побега Свистунов уже и вовсе не работал в авиации и не имел доступа к самолетам.
Дело решил случай. Свистунов поехал в Латвию к своему другу однокурснику по училищу, который работал там 342-м авиаотряде пилотом. Там он сдружился с работниками аэродрома лётного поля колхоза "Друва". В какой-то момент своим новым знакомым он и вовсе стал представляться механиком аэродрома.
В ночь с 26 на 27 мая Свистунов распивал со сторожем, который стал его другом, горячительные напитки. Потом заявил, что хочет проверить техническое состояние одного из самолетов и оставив "друга" одного, пошел на аэродром, где залез в кабину сельскохозяйственного Ан-2Р номер 70501 и запустил двигатель.
Друг-сторож услышал звук и схватив ружье выбежал на взлетную полосу, надеясь напугать Свистунова. Но тот понимал, что дороги назад уже нет. Свистунов разогнал самолет и взлетел, направившись в сторону моря. В Советском Союзе даже сельскохозяйственным самолетам заправляли неполные баки, чтобы исключить возможность побега. Это было известно Свистунову, но он все же решил рискнуть.
Ему удалось пролететь около 300 километров над Балтийским морем. Но потом двигатель начал работать с перебоями, а через некоторое время и вовсе заглох. К счастью его засекли шведские военные и отправили на перехват два самолета F-17. Свистунов решил приводниться, так как топлива уже не было. Он смог посадить самолет на воду в ста метрах от берега шведского острова Готланд. Только вот самолет пошел ко дну.
Сам Свистунов доплыл до суши, залез в чей-то дом и украл там сухую одежду. К месту "затопления" прибыл вертолет, пилот которого заметил Свистунова и доставил его в местное отделение полиции. Там летчик сразу попросил политического убежища.
Естественно, Советский Союз потребовал выдать своего гражданина обратно и вернуть самолет. Но самолет вернуть уже было невозможно, ввиду его затопления. А летчика решили не выдавать и предоставить ему убежище. Правда его судили за украденную одежду и даже приговорили к двум годам условно.
Советская пропаганда после этого решения стала всячески очернять и порочить образ Свистунова. Представляя его то тунеядцем, то торговцем на "черном рынке". Писали, что он занял у друзей десять тысяч рублей и не желая отдавать сбежал.
Переехал жить к брату в совхоз в Николаевской области, где тунеядствовал, занимался случайными заработками и впоследствии был уволен из совхоза за неблаговидные поступки. (Советская пресса о Романе Свистунове)
На Родине Романа обвинили в угоне самолета. В город Висбю, где находился Свистунов, даже прибыл сотрудник советского посольства и министерства гражданской авиации, который попросил встречи со Свистуновым. Но тот отказался.
Вскоре бежавший летчик получил вид на жительство в Швеции и начал работать в пиццерии. В 1990 году он смог попутешествовать по другим странам работая уже шеф-поваром. А после развала СССР вернулся в Швецию вывезя из России свою жену и двоих детей.
Самолет Свистунова подняла со дна группа энтузиастов, которая несколько лет занималась его восстановлением. В мае 2016 года его выставили в Музее обороны Готланда. Там же была открыта выставка посвященная Советскому Союзу. Главным экспонатом и стал борт 70501.
Неожиданно для всех на выставку пришел и сам Свистунов. Он обнял Нильса-Оке Стенстрёма, который участвовал в восстановлении самолета, а на все вопросы о том, не страшно ли ему было лететь на маленьком самолете практически без топлива над огромным морем он отвечал: "Я ни о чём не думал. Я просто хотел выжить".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится