Найти тему
Русская армия. История.

Как бывший советский летчик споил сторожа аэродрома и угнал самолет в Швецию

Роман Свистунов в музее Готланда у своего самолета
Роман Свистунов в музее Готланда у своего самолета

Когда военный летчик Виктор Беленко угнал секретный самолет МиГ-25 в Японию и передал его американцам, то событие получило широкий общественный резонанс. Еще бы, новейший истребитель и военные секреты оказались в руках у "потенциального противника". Летчик получил убежище и остался жить в США.

Через пару недель его "успех" попытался повторить лейтенант запаса Валентин Иванович Зосимов. Но Зосимов уже не служил в армии, угнал пассажирский АН-2, который не представлял интереса. Да и сам летчик не владел секретной информацией. Событие все же получило широкую огласку, так как Иран выдал Зосимова обратно в СССР после угроз от советского руководства в адрес Иранского шаха.

Тем не менее, побеги после этого не прекратились. На фоне этих двух значимых случаев остальные как-то померкли. И все же в среду 27 мая 1987 года очередной советский самолет пересек границу и попытался найти убежище и "спасение" на Западе. Самолетов управлял летчик Роман Свистунов. В СССР у него остались жена и двое детей.

История Романа Свистунова чем-то похожа на историю Валентина Зосимова. Свистунов в прошлом служил лейтенантом, после увольнения в запас перешел в гражданскую авиацию. Работал пилотом на сельскохозяйственном самолете в колхозе.

Роман Свистунов. 1987 год
Роман Свистунов. 1987 год

Причиной побега послужило увольнение в запас из армии. План побега он вынашивал несколько лет с 1984 года. Правда на момент побега Свистунов уже и вовсе не работал в авиации и не имел доступа к самолетам.

Дело решил случай. Свистунов поехал в Латвию к своему другу однокурснику по училищу, который работал там 342-м авиаотряде пилотом. Там он сдружился с работниками аэродрома лётного поля колхоза "Друва". В какой-то момент своим новым знакомым он и вовсе стал представляться механиком аэродрома.

В ночь с 26 на 27 мая Свистунов распивал со сторожем, который стал его другом, горячительные напитки. Потом заявил, что хочет проверить техническое состояние одного из самолетов и оставив "друга" одного, пошел на аэродром, где залез в кабину сельскохозяйственного Ан-2Р номер 70501 и запустил двигатель.

Друг-сторож услышал звук и схватив ружье выбежал на взлетную полосу, надеясь напугать Свистунова. Но тот понимал, что дороги назад уже нет. Свистунов разогнал самолет и взлетел, направившись в сторону моря. В Советском Союзе даже сельскохозяйственным самолетам заправляли неполные баки, чтобы исключить возможность побега. Это было известно Свистунову, но он все же решил рискнуть.

Самолет Свистунова в 2007 году
Самолет Свистунова в 2007 году

Ему удалось пролететь около 300 километров над Балтийским морем. Но потом двигатель начал работать с перебоями, а через некоторое время и вовсе заглох. К счастью его засекли шведские военные и отправили на перехват два самолета F-17. Свистунов решил приводниться, так как топлива уже не было. Он смог посадить самолет на воду в ста метрах от берега шведского острова Готланд. Только вот самолет пошел ко дну.

Сам Свистунов доплыл до суши, залез в чей-то дом и украл там сухую одежду. К месту "затопления" прибыл вертолет, пилот которого заметил Свистунова и доставил его в местное отделение полиции. Там летчик сразу попросил политического убежища.

Естественно, Советский Союз потребовал выдать своего гражданина обратно и вернуть самолет. Но самолет вернуть уже было невозможно, ввиду его затопления. А летчика решили не выдавать и предоставить ему убежище. Правда его судили за украденную одежду и даже приговорили к двум годам условно.

Советская пропаганда после этого решения стала всячески очернять и порочить образ Свистунова. Представляя его то тунеядцем, то торговцем на "черном рынке". Писали, что он занял у друзей десять тысяч рублей и не желая отдавать сбежал.

Переехал жить к брату в совхоз в Николаевской области, где тунеядствовал, занимался случайными заработками и впоследствии был уволен из совхоза за неблаговидные поступки. (Советская пресса о Романе Свистунове)
Ан-2 Свистунова в музее Готланда
Ан-2 Свистунова в музее Готланда

На Родине Романа обвинили в угоне самолета. В город Висбю, где находился Свистунов, даже прибыл сотрудник советского посольства и министерства гражданской авиации, который попросил встречи со Свистуновым. Но тот отказался.

Вскоре бежавший летчик получил вид на жительство в Швеции и начал работать в пиццерии. В 1990 году он смог попутешествовать по другим странам работая уже шеф-поваром. А после развала СССР вернулся в Швецию вывезя из России свою жену и двоих детей.

Самолет Свистунова подняла со дна группа энтузиастов, которая несколько лет занималась его восстановлением. В мае 2016 года его выставили в Музее обороны Готланда. Там же была открыта выставка посвященная Советскому Союзу. Главным экспонатом и стал борт 70501.

Неожиданно для всех на выставку пришел и сам Свистунов. Он обнял Нильса-Оке Стенстрёма, который участвовал в восстановлении самолета, а на все вопросы о том, не страшно ли ему было лететь на маленьком самолете практически без топлива над огромным морем он отвечал: "Я ни о чём не думал. Я просто хотел выжить".

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится