Использование аналогий в синектике можно рассматривать как применение наводящих вопросов. Вопросы будят мысль , подталкивают к продолжению перебора вариантов, не дают возможности остановиться. Метод " контрольных вопросов" можно использовать следующим образом.
1. Вариант. Ребенку показывается картинка или какой- либо предмет и задаются вопросы - Что это? Для кого? На что надевается? Зачем? Из чего состоит? Что можно изменить? Что нравится? Что не нравится? Что и как можно изменить? И т. Д..
2. Вариант. Ребенок задает вопросы для определения самого предмета или его части. Например. Взрослый предлагает ребенку отгадать предмет одежды, задавая вопросы. Взрослый может отвечать на вопрос ребенка только словами " да" или " нет".
Ребенок - Это предмет для отдыха?
Взрослый - Нет.
Ребенок - Для выхода в гости?
Взрослый - Нет.
Ребенок - Это какая - то форма?
Взрослый - Да.
По аналогии с данным примером проводятся игры по определению овощей, фруктов, предметов обихода, посуды, учебных вещей, животных и т .д. Эта игра называется " Данетки"
Таким образом, в данной статье дана краткая характеристика некоторым методам активизации творческого воображения у детей. Рассмотрены следующие методы - метод " проб и ошибок", методы перебора вариантов, метод контрольных вопросов. Они могут с успехом использоваться в работе с детьми для развития творческого воображения.
Продолжение следует в следующей публикации.